Сегодня начинается шествие по российским экранам третьей части эпопеи о мальчике-волшебнике - "Гарри Поттер и узник Азкабана"(Harry Potter and the Prisoner of Azkaban). Фильм создан по одноименной книге английской писательницы Джоан К. Роулинг. Сюжет новой части стал более динамичным, атмосфера - мрачнее, интрига - напряженнее. Большую пользу проекту принесла смена постановщика - Криса Коламбуса в режиссерском кресле заместил Альфонсо Куарон(Alfonso Cuaron), который привнес в картину стильность и черный юмор. Также заметно усилилась актерская команда - к прежнему составу добавились Гари Олдман, Эмма Томпсон и Дейвид Тьюлис.
Поклонники эпопеи после просмотра наверняка будут долго ломать копья по поводу отбора материала для фильма. Создатели картины безжалостной рукой отсекли больше половины событий романа - в третьей части нет ни соревнования между факультетами, ни игры в квиддич, ни домового эльфа Добби, ни даже темного лорда. Чтобы пересказать все это пришлось бы растянуть продолжительность части до пяти-шести часов. Сюжет сконцентрирован вокруг побега из волшебной тюрьмы Азкабан заключенного Сириуса Блэйка (Олдман) и событий, так или иначе, с этим связанных.
Итак, тринадцатилетний Гарри должен идти в третий класс Хогвардса, но его возвращение омрачено чрезвычайным обстоятельством - из волшебной тюрьмы Азкабан бежит опасный преступник Сириус Блэйк. Этот человек когда-то был крестным отцом Гарри и лучшим другом его родителей, но это именно он выдал секретное убежище семьи Поттеров лорду Волан-Де-Морту и стал виновником смерти отца и матери мальчика. Как предполагают в Министерстве Магии, Сириус жаждет убить Гарри, чтобы закончить страшное дело, начатое тринадцать лет назад. Дабы обезопасить юного волшебника Хогвардс окружают дементоры - страшные стражи Азкабана. Но жуткие события не заставят себя ждать...
Приход в проект Альфонсо Куарона заметно оживил происходящее на экране - используя образный строй, найденный в первых двух частях, режиссер незаметно перевел все на более современный киноязык. Это касается и стильного визуального ряда, и стремительного монтажа, и массы мелких вставок, насыщающих фильм черным юмором. В картине возникла ирония, на фоне которой сгущающаяся атмосфера эпопеи читается намного лучше. Герои стали не такими картонными и однозначными, как раньше. И волшебный мир, потеряв глянец, приобрел объем.
Несомненно, большую пользу проекту принесло приглашение Гарри Олдмана и Эммы Томпсон. Те, кто прочитал все, написанные на сегодняшний день, книги про Поттера, знают, что Сириус Блэйк станет самым неоднозначным героем эпопеи. И Олдман прекрасно передал всю гамму чувств, которые раздирают волшебника-изгоя. А Эмма Томпсон сумела за несколько сцен создать блестящий гротескный персонаж - ее мисс Трелони одновременно смешна и трогательна в своем провидческом пароксизме.