Россия получит гарантии защиты интересов российских компаний в Ираке в обмен на списание иракской задолженности. Об этом пишет издание ГАЗЕТА.GZT.RU со ссылкой на экспертов и российское правительство. Как заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин, "Россия рассчитывает на участие в контрактах по восстановлению разрушенной экономики Ирака и по разработке месторождений полезных ископаемых".
В российском представительстве Всемирного банка назвали списание иракских долгов логичным и очень выгодным решением. Такого же мнения придерживается глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. "Мы отказались от виртуальных денег, зато российские компании получили шанс на приоритетные проекты в Ираке", - заявил он. Эксперты Экономической экспертной группы считают, что если Россия действительно получит доступ к нефтяным месторождениям и другим контрактам в Ираке, то сможет получить доходы, сопоставимые с суммой списанного долга.
Между тем ГАЗЕТА.GZT.RU отмечает, что российские компании не спешат возобновлять деятельность в Ираке. Как заявил представитель "ЛУКОЙЛа", компания не хочет рисковать жизнями сотрудников и пока не намерена отправлять специалистов в Ирак. "ЛУКОЙЛ" считает свой контракт на разработку нефтяных месторождений в Ираке действующим, однако обсуждать начало работ будет только после иракских выборов, назначенных на конец января 2005 года.
О списании иракской задолженности России и другим странам Парижского клуба было объявлено в воскресенье. По условиям соглашения, будут списаны 80 процентов долгов в три этапа: 30 процентов немедленно, 30 процентов - в сотрудничестве с программой Международного валютного фонда и 20 процентов - в зависимости от успешного осуществления плана МВФ. Канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что последний этап реструктуризации задолженности будет зависеть от динамики развития иракской экономики. Таким образом за Парижским клубом остается право пересмотреть свое решение.
Ранее Россия, Германия и Франция - крупнейшие кредиторы Ирака из числа членов Парижского клуба - соглашались списать только половину иракской задолженности. Они ссылались на то, что Ирак не подпадает под определение беднейших стран, а доходы от экспорта нефти позволят ему выплатить долги. Американская администрация настаивала на списании 90 процентов задолженности, утверждая, что Ирак не выдержит выплат по долгам и не сможет привлечь инвестиции, необходимые для восстановления разрушенной экономики.