Владельцы траулера "Электрон" уверены в законности действий капитана Валерия Яранцева, который отказался подчиниться требованиям норвежской береговой охраны. Как передает агентство "Интерфакс", заместитель генерального директора ООО "Корж" по флоту Владимир Болдырев отметил, что капитан судна действовал в рамках международного морского права.
Он пояснил, что выбор порта для проведения расследования тех обвинений, которые предъявляют норвежские власти, остается на усмотрение капитана. По словам Болдырева, "речь идет о попытке ареста российского траулера в рыбоохранной зоне Шпицбергена, не признанной Россией, а не в норвежской экономической зоне, на которую простираются законы Hорвегии".
"Hе надо путать эти две принципиально разные вещи. Мы не можем нарушать то, что не подписывали. Когда правительства России и Hорвегии решат все существующие спорные вопросы в рыболовстве, тогда можно будет рыбаков в чем-то обвинять, а делать из нас заложников существующей неразберихи не надо", - сказал замгендиректора.
Между тем, по мнению специалистов, капитан российского траулера хотя и не может быть арестован, однако его могут лишить должности. Как сообщает РИА "Новости", президент Ассоциации международного морского права и вице-президент Международного морского комитета Анатолий Колодкин отметил, что требуется провести дополнительное расследование, поскольку, как утверждает капитан судна, он выполнял распоряжение судовладельца.
Российский эксперт считает, что в соответствии с международным правом к нему может быть применен ряд административных мер. Колодкин исключил какие-либо нарушения со стороны норвежских властей. "Не было никакого применения силы, никто наше судно не обстреливал, оно запуталось в рыболовных сетях", - сказал он.
Юрист подчеркнул, что преследование судна, нарушившего правила, было начато в зоне нарушения, то есть, в рыболовной 200-мильной зоне, и может быть продолжено вплоть до границ России, включая ее экономическую зону, не входящую в состав российской территории.
Колодкин подчеркнул, что формально российское судно имело право ловить рыбу в этой зоне, поскольку она не предусмотрена международным морским правом. Однако он добавил, что между Россией и Норвегией существуют на этот счет особые отношения.