Муравьи оказались способны обучать собратьев

Ученые из университета Бристоля сообщили о том, что обнаружили у муравья способность к обучению себе подобных, сообщает газета Telegraph. Таким образом, это насекомое оказалось единственным живым существом, кроме человека, которое передает знания, ориентируясь на реакцию ученика, утверждают исследователи. Даже высшие приматы не способны на это.

В ходе экспериментов бристольские ученые заметили, что муравьи объясняют друг другу местоположение пищи с помощью бега в тандеме. Лидер, знающий, где находится сахар (им всегда является самка), находит потенциального "ученика", который готов следовать за ним. После этого "ученик" становится сзади учителя и они начинают движение в сторону корма. Причем обучаемый муравей постоянно дотрагивается до задних лапок или брюшка "учителя", чтобы подтвердить, что все в порядке и он может продвигаться следом. Если задний муравей замедляет ход, передний также сбавляет скорость. При этом сам по себе "учитель" достиг бы корма в четыре раза быстрее. Получив "урок", "ученики" зачастую сами становятся "учителями", таким образом информация о положении корма распространяется по всей колонии.

Профессор Томас Ричардсон, руководящий исследованием, утверждает, что этот способ поведения отвечает формальному определению процесса обучения. Индивидуум считается учителем, когда он модифицирует свое поведение в присутствии неискушенного наблюдателя так, чтобы его ученик мог быстрее усвоить урок, при этом подобное поведение не выгодно самому учителю. Впрочем, профессор Эндрю Вайтен из университета св. Андрея, специалист по высшим приматам, опровергает утверждение профессора Ричардсона о том, что муравьи являются единственными представителями живого мира, способными обучать. Некоторые детеныши шимпанзе, утверждает профессор Вайтен, также "учатся" в процессе общения с родителями.

Однако Томас Ричардсон возражает на это. "Несмотря на то, что шимпанзе, действительно, копируют действия друг друга, это односторонний процесс. Обезьяна "учитель" никак не реагирует на попытки "ученика" усвоить материал, а значит, это невозможно назвать обучением".