Обнаружено крупнейшее столкновение галактик

Крупнейшее столкновение галактик. Четыре ярких точки в центре — галактики, постепенно сливающиеся в одну. Фото с сайта nasa.gov.

При помощи телескопа "Спитцер" астрономы обнаружили четыре большие галактики, сливающиеся в одну гигантскую, которая будет примерно в десять раз больше Млечного Пути. Это самое крупное слияние галактик из когда-либо наблюдавшихся, сообщается в пресс-релизе Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра

Слияния, или столкновения галактик — обычное явление во Вселенной. Близко находящиеся галактики гравитационно взаимодействуют и в некоторых случаях могут соединяться в одну, что занимает около миллиона лет. Предполагается, например, что через пять миллиардов лет наш Млечный Путь сольется с галактикой Андромеды. Столкновений звезд при этом, как правило, не происходит, поскольку расстояния между ними очень велики.

Слияния одной большой галактики с несколькими малыми неоднократно наблюдались и хорошо описаны. Известны также случаи слияния двух одинаковых по размеру галактик, однако объединение сразу четырех крупных галактик (три имеют примерно тот же размер, что и Млечный Путь, одна в три раза больше) еще ни разу не было зафиксировано.

Астрономы обнаружили четверку, исследуя с помощью "Спитцера" отдаленное скопление галактик под номером CL0958+4702. Скопление удалено от нас на пять миллиардов световых лет, так что фактически слияние давно произошло и, как это часто бывает в подобных исследованиях, ученые наблюдают за событиями прошлого.

В инфракрасном спектре был обнаружен необычно большой шлейф света, в который входили четыре эллиптические галактики. Дальнейшие исследования при помощи "Спитцера" и других телескопов позволили установить, что остальную часть света составляют миллиарды звезд, "выкинутых" из галактик при столкновении. В дальнейшем половина этих звезд будет втянута в новую галактику. Сливающиеся галактики лишены межзвездного газа, поэтому образования звезд не происходит. Новая галактика будет состоять только из старых звезд, но, несмотря на это, станет одной из самых крупных галактик во Вселенной.

Валентин Тимаков«Дальний Восток — дорога к рынку АТР»