В Афганистане нашли самые старые росписи масляными красками

Фрагмент росписи в Бамианской пещере. Фото с сайта www.esrf.eu

Буддийские росписи в пещере в Бамианской долине в Афганистане были выполнены масляными красками задолго до того, как эта технология стала известна в Европе. Это открытие ученым удалось сделать после серии экспериментов в Европейском центре синхротронного излучения. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Analytical Atomic Spectrometry.

Росписи в Бамианских пещерах датируются от V до VII века н.э. Пещеры были частично разрушены боевиками движения "Талибан", однако во многих местах росписи сохранились. Для исследования ученые выбрали росписи VII века.

Чтобы изучить состав красителей, ученые использовали несколько технологий: инфракрасную микроспектроскопию, микроскопическую рентгеновскую флуоресценцию, микроскопическую рентгеновскую абсорбционную спектроскопию и микроскопическую рентгеновскую дифракцию. Исследователям пришлось комбинировать различные технологии, так как росписи на стенах были выполнены в несколько слоев и в рецептуры красителей из разных слоев входили как органические, так и неорганические компоненты.

Ученые обнаружили, что некоторые из слоев были сделаны масляными красками. Кроме того, им удалось выяснить, что часть слоев выполнена с помощью натуральных смол, камедей, красителей на белковой основе, а также веществ, по составу напоминающих лак.

По словам ученых, росписи в Бамианских пещерах являются самым ранним из известных примеров использования масляных красок. Олифы и близкие им вещества были известны еще в Древнем Риме и Египте, однако их применяли для медицинских и косметических целей. Считалось, что для росписей масляные краски стали использовать в Европе в X веке.

Кроме пещерных росписей в Бамианской долине находились гигантские статуи Будды, которые были разрушены талибами в 2001 году. Из-за сложной обстановки в регионе изучение памятников искусства там почти не производилось.

Полна чалма
Неизвестные снимки исчезнувших красот старой Индии
«Осужденным к расстрелу рубили головы топором»
Зачем Сталин устроил Большой террор и утопил страну в крови
«Наркоманы и проститутки, где тут ваши амфетамины?»
Власти пытаются подчинить молодежь, срывая вечеринки и запрещая фестивали