В Афганистане нашли самые старые росписи масляными красками

Фрагмент росписи в Бамианской пещере. Фото с сайта www.esrf.eu

Буддийские росписи в пещере в Бамианской долине в Афганистане были выполнены масляными красками задолго до того, как эта технология стала известна в Европе. Это открытие ученым удалось сделать после серии экспериментов в Европейском центре синхротронного излучения. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Analytical Atomic Spectrometry.

Росписи в Бамианских пещерах датируются от V до VII века н.э. Пещеры были частично разрушены боевиками движения "Талибан", однако во многих местах росписи сохранились. Для исследования ученые выбрали росписи VII века.

Чтобы изучить состав красителей, ученые использовали несколько технологий: инфракрасную микроспектроскопию, микроскопическую рентгеновскую флуоресценцию, микроскопическую рентгеновскую абсорбционную спектроскопию и микроскопическую рентгеновскую дифракцию. Исследователям пришлось комбинировать различные технологии, так как росписи на стенах были выполнены в несколько слоев и в рецептуры красителей из разных слоев входили как органические, так и неорганические компоненты.

Ученые обнаружили, что некоторые из слоев были сделаны масляными красками. Кроме того, им удалось выяснить, что часть слоев выполнена с помощью натуральных смол, камедей, красителей на белковой основе, а также веществ, по составу напоминающих лак.

По словам ученых, росписи в Бамианских пещерах являются самым ранним из известных примеров использования масляных красок. Олифы и близкие им вещества были известны еще в Древнем Риме и Египте, однако их применяли для медицинских и косметических целей. Считалось, что для росписей масляные краски стали использовать в Европе в X веке.

Кроме пещерных росписей в Бамианской долине находились гигантские статуи Будды, которые были разрушены талибами в 2001 году. Из-за сложной обстановки в регионе изучение памятников искусства там почти не производилось.

Распаднические настроения
С чем останется Украина после интеграции в нее Евросоюза
A man lights a candle by a portrait of Pavel Sheremet surrounded with flowers and candles at a place of his death in Kiev, Ukraine, Wednesday, July 20, 2016. A prominent journalist was killed in a car bombing in Ukraine's capital, Kiev, on Wednesday, sending shockwaves through the Ukrainian journalist community that was shaped by the gruesome killing of the publication's founder 16 years ago. (AP Photo/Sergei Chusavkov)Ищите женщину?
Убийство Павла Шеремета: целенаправленная охота или роковая случайность