Ученые научились чистить магнитные пояса Земли

Схема поясов Ван Аллена. Красным показан внутренний пояс, серым – внешний. Белая линия – магнитная ось. Изображение с сайта wikipedia.org

Группа исследователей из Университета Отаго, Новая Зеландия, под руководством Крейга Роджера (Craig Rodger) установила последствия воздействия низкочастотных магнитных волн на пояса Ван Аллена. Оказалось, что такие радиоволны способны выбивать из поясов заряженные частицы, представляющие опасность для спутников. Работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Пояса Ван Аллена представляют собой две торические области в космическом пространстве, образованные магнитным полем Земли. Эти области выступают в качестве ловушек космического излучения. Как показывают исследования, заряженная частица, попав во внешний пояс, покидает его в среднем через неделю, в то время как внутренний пояс может удерживать ее более года. Таким образом, например, солнечный шторм (поток космического излучения, вызванный бурей на Солнце) приводит к повышению концентрации заряженных частиц во внутреннем поясе, которая может держаться в течение долгого времени. Эти частицы представляют значительную опасность для спутников связи, поскольку столкновение с такими частицами приводит к выходу из строя навигационной и передающей аппаратуры на борту спутника.

Наблюдая за геомагнитным полем, ученые выдвинули предположение, что низкочастотные магнитные волны в диапазоне от 5 до 25 килогерц должны "выбивать" заряженные частицы из внутреннего пояса Ван Аллена. Исследователям из Новой Зеландии удалось собрать экспериментальные данные, подтверждающие эту гипотезу. Для этого, используя французский исследовательский спутник DEMETR, они проводили замер концентрации электронов в окрестности внутреннего пояса. Аппаратура на спутнике регистрировала заметное повышение этого параметра при включении мощного источника низкочастотных радиоволн на Земле.

Открытие имеет значение, в первую очередь, для военных. Еще в 2006 году ВВС США для защиты разведывательных спутников от космического излучения предложили провести очистку внутреннего пояса Ван Аллена. Предполагалось запустить космический аппарат с радиоизлучателем частотой 20 килогерц, который будет играть роль "дворника". Кроме этого, оснащение спутников генераторами таких радиоволн позволит увеличить их персональную защиту от опасного излучения.

Бегом в могилу