Палеонтологи установили цвет перьев ископаемых птиц

Реконструкция внешнего вида археоптерикса. Фото с сайта Оксфордского университета.

Группа палеонтологов из Йельского университета нашла способ определения цвета перьев у ископаемых птиц и некоторых динозавров, живших более 100 миллионов лет назад. В настоящий момент исследователи могут с уверенностью выделить только темные и светлые области, однако в будущем они надеются идентифицировать и другие цвета. Результаты работы опубликованы в журнале Biology Letters, а некоторые выдержки из этих материалов приводит BBC News.

Долгое время палеонтологи могли лишь догадываться, какого цвета были перья у древних птиц и пернатых ящеров. Проблема заключалась в том, что молекулы органических веществ, отвечающих за окрас оперения и кожи, распадаются в течение нескольких тысяч лет, тогда как останкам ископаемых животных - многие миллионы лет. Тем большей загадкой оказались обнаруженные в Бразилии окаменевшие перья, на которых явственно чередовались белые и темные полосы.

Микроскопический анализ этих перьев показал, что разница цветов не могла возникнуть под влиянием геологических и климатических факторов на окаменелость. Скорее всего, она имеет биологическое происхождение и отражает первоначальную расцветку перьев.

В темных областях ученые обнаружили тысячи упакованных в плотные гроздья крошечных сплющенных сфер. Поначалу они приняли их за окаменевших бактерий, но, изучив оперение современных птиц, обнаружили близкое сходство этих структур с хорошо известными исследователям меланосомами – клеточными органеллами, содержащими пигментное вещество, с помощью которого перья окрашиваются в различные цвета. В светлых же областях ископаемых перьев меланосом практически не было.

Из этого палеонтологи сделали вывод, что у первых птиц было, как минимум, двухцветное оперение. В то же время исследования современных птиц показывают, что конкретный оттенок их перьев определяется концентрацией меланосом. Основываясь на этих данных, ученые надеются установить области коричневого, красного, темно-желтого и некоторых других цветов.

Информация о цвете оперения и шерсти исчезнувших видов животных может пролить свет на многие аспекты их существования, такие как ухаживание и половое поведение, маскировка и мимикрия. До этого ученые были ограничены исключительно генетическими методами, а это не позволяло заглянуть так глубоко в прошлое и исследовать экологию вымерших многие миллионы лет назад живых существ на основе их внешнего облика.

Опять задержка...