Министерство иностранных дел Израиля рассматривает предложение по заключению с Ливаном долговременного пакта о ненападении, чтобы избежать возникновения нового вооруженного конфликта на своей северной границе, сообщает израильская Haaretz.
Впервые инициатива была озвучена в начале ноября в рамках обсуждения представителями министерства иностранных дел перспектив процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке и пересмотра направлений региональной политики.
Сообщается, что Ципи Ливни, которая ранее занимала пост министра иностранных дел поддержала данную инициативу. Теперь, когда она стала премьер-министром, намерение заключить договор о ненападении с Ливаном, может, по словам анонимных источников из ее окружения, обрести статус официальной политики.
Соглашение должно быть подписано правительствами Ливана и Израиля. Одной из его главных составляющих станет окончательная демаркация границы между двумя государствами, в том числе решение вопросов по спорным приграничным территориям, таким как деревня Гхаджар (Ghajar) или территория, где расположены фермы Шаба (Shaba). Ливан настаивает на присоединении этих участков к своей территории.
Двусторонний договор о ненападении также предусматривает создание совместного координационного центра между министерством обороны Израиля, командованием ливанской армией и вооруженным контингентом ООН (UNIFIL), который следит за соблюдением порядка на ливано-израильской границе.
В Израиле полагают, что договор о ненападении поможет ограничить влияние в Ливане радикальной шиитской группировки "Хизбалла" и сократить число находящихся в ее распоряжении складов с оружием. Кроме того, соглашение должно способствовать распространению влияния ливанской армии на территорию к югу от реки Литани - территория наиболее близко расположенная к израильской границе, где позиции "Хизбаллы" традиционно сильны.
Впрочем, глава департамента по политическому планированию в министерстве иностранных дел Израиля Эран Этцион (Eran Etzion) полагает, что заключение договора о ненападении с Ливаном, невозможно осуществить без подписания аналогичного договора с Сирией. Договор о ненападении с Сирией сможет коренным образом изменить существующий баланс сил в регионе и, кроме того, заставит Сирию отойти от сотрудничества с враждебным Израилю Ираном.