Европейский спутник услышал "звездотрясение"

Схематичное изображение внутреннего устройства звезды. Изображение ESA

Спутник Европейского космического агентства (ESA) COROT получил информацию о "звездотрясениях" - колебаниях поверхности звезд, которые являются отражением проходящих в их недрах процессов. COROT впервые зафиксировал звуковые волны, поступающие от изучаемых звезд, сообщается в пресс-релизе на сайте ESA. Послушать "звездную музыку" можно здесь. Работа ученых опубликована в журнале Science.

Технология "звездной сейсмологии" появилась в 1970-х годах после того, как астрономы обнаружили, что поверхность Солнца колеблется. Звуки, производимые при таких колебаниях, могут "рассказать" о том, что происходит внутри звезды, а также о ее химическом составе, размере и возрасте. Расшифровка звуковой картины является сложной задачей. По словам Аээна Роксбера (Ian Roxburgh) из Королевского колледжа Лондона, этот процесс можно сравнить с определением формы музыкального инструмента по его звучанию. Тепловые процессы внутри звезды вызывают звуковые волны, которые, в свою очередь, вызывают изменения светимости звезды и температуры ее поверхности. Именно эти данные улавливает COROT.

Существуют еще несколько методов определения колебаний звезд, однако все они "привязаны" к Земле и поэтому зависимы от таких факторов, как погода. Орбитальный аппарат лишен этого недостатка, кроме того, он может проводить измерения круглые сутки.

Спутник COROT "слушал", какие звуки издают три похожих на Солнце звезды HD499933, HD181420 и HD181906, находящиеся на расстоянии 100-200 световых лет от Земли. Все три объекта немного тяжелее Солнца и намного более горячие. Ученые ожидали, что колебания этих звезд будут более выраженными, чем у Солнца. Данные, полученные спутником COROT, подтвердили это предположение, однако вибрация наблюдаемых звезд оказалась на 25 процентов меньше ожидаемой. Пока у астрономов нет объяснения этому несоответствию.

Спутник COROT был запущен на орбиту в декабре 2006 года. Основной организацией, курирующей миссию, является Французское космическое агентство. COROT несет телескоп, который позволяет отслеживать незначительные изменения яркости близлежащих звезд. Основной задачей спутника является поиск экзопланет (о том, как это можно сделать, измеряя яркость звезд, можно прочесть здесь) и изучения "внутренностей" звезд.

«Его вряд ли воспитывала бабка»