Астрономы обнаружили экзопланету с самым экстремальным климатом

Компьютерная модель экзопланеты HD 80606b. Изображение авторов исследования

Астрономам удалось установить, что климат на экзопланете HD 80606b является одним из самых экстремальных из известных. Работа ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое изложение доступно на сайте Nature News. Открытие было сделано при помощи телескопа Spitzer.

Газовый гигант HD 80606b массой в четыре юпитерианские вращается вокруг звезды по эллиптической орбите с периодом в 111 дней. Астрономы установили, что в своей ближайшей к звезде точке планета получает примерно в 800 раз больше тепла, чем в самой удаленной. Более того, расчеты показали, что раз в 111-дневный год температура на освещенной стороне HD 80606b резко возрастает: с 527 градусов до 1227 градусов по Цельсию она поднимается всего за шесть часов.

Компьютерное моделирование позволило установить, что скорости ветров, которые в этот период устремляются с горячей дневной стороны на более холодную ночную, могут превышать 4 километра в секунду (для сравнения, скорости юпитерианских ветров меньше 0,5 километра в секунду). Вращение планеты вокруг собственной оси, в свою очередь, приводит к "закручиванию" этих ветров в ураганы. При этом, по словам исследователей, ураганы резко ослабевают, когда планета удаляется от светила и охлаждается.

В рамках исследования астрономы изучали инфракрасное излучение планеты при помощи так называемого транзитного метода. Дело в том, что из-за геометрического расположения плоскости орбиты HD 80606b экзопланета иногда полностью скрывается от наблюдателя (в данном случае телескопа Spizer) за своей звездой. Это позволило ученым получить данные об излучении самого светила. Затем, зная данные о видимом излучении звезды, когда экзопланета находится перед ней, ученые смогли получить информацию об излучении самой планеты.

В дальнейших планах ученых провести подробные наблюдения HD 80606b в диапазоне более коротких инфракрасных волн. По словам исследователей, это поможет определить распределение температур в атмосфере. Такая информация необходима для построения более совершенных моделей климата HD 80606b.

Oleg Tinkov, Chairman of Tinkoff Credit Systems, reacts during an interview with Reuters' journalists in Moscow September 25, 2012. REUTERS/William Webster (RUSSIA - Tags: BUSINESS PROFILE)«Блогеры за бабки мать родную продадут»