Ученые оправдали убивший динозавров метеорит

Падение метеорита глазами художника. Изображение пользователя SieBot с сайта wikipedia.org

Падение метеорита, в результате которого образовался гигантский кратер Чиксулуб, не являлось причиной вымирания динозавров в конце мелового периода. К такому заключению пришла группа палеонтологов, изучавшая осадочные породы в районе кратера. Работа ученых опубликована в журнале Journal of the Geological Society. Коротко об исследовании рассказывает журнал The Scientist.

Кратер Чиксулуб находится на полуострове Юкатан. Его диаметр составляет около 180 километров. Считается, что кратер образовался 65 миллионов лет назад при падении метеорита диаметром около 10 километров. По одной из популярных гипотез, именно падение огромного небесного тела привело к массовому вымиранию видов в этот период.

Авторы нового исследования изучали осадочные породы на территориях, удаленных от центра кратера на 600 километров. Ранее там были обнаружены выбросы из Чиксулуба. Ученые выяснили, что падение метеорита произошло на 300 тысяч лет раньше начала массового исчезновения видов. Такой вывод был сделан и в нескольких более ранних работах. Сторонники теории о метеорите-убийце объясняли временной разрыв тем, что осадочные породы были перемешаны в результате землетрясения или цунами, и в действительности падение метеорита и начало вымирания произошли практически одновременно.

Исследователи под руководством Герты Келлер (Gerta Keller) из Принстонского Университета показали, что осадочные породы не несут следов смешения. Кроме того, ученые оценили количество видов простейших организмов фораминифер до и после образования Чиксулуба. Оказалось, что в породах, образовавшихся после падения, представлены все 52 изученных вида, обитавшие до падения метеорита.

Результаты Келлер и коллег уже вызвали критику со стороны других ученых. Так, геохимик из Университета Джона Хопкинса Луанн Бекер (Luann Becker) полагает, что в геологических масштабах даже несколько сотен тысяч лет являются небольшим сроком, поэтому говорить о точности в 300 тысяч лет неразумно.

Президент Польши Анджей Дуда с супругойСудный день