Земной зонд "оживил" Меркурий

Второй по размеру на Меркурии кратер Рембрандта. Фото NASA/JHUAPL/Smithsonian/Carnegie Institution of Washington

В прошлом Меркурий был геологически значительно более активным, чем считалось до сих пор. Астрономы сделали такой вывод, проанализировав данные, собранные зондом "Мессенджер" во время второго пролета над планетой. Новая информация изложена в четырех статьях, опубликованных в журнале Science. Краткая компиляция представлена в сообщении на сайте NASA.

"Мессенджер" пролетел над поверхностью Меркурия 6 октября 2008 года. Во время сближения с планетой аппарат сделал около 1200 фотографий высокого разрешения. Зонд заснял 30 процентов площади Меркурия, о которых до сих пор у ученых не было никаких данных.

Одним из открытий, сделанным после анализа фотографий, стало обнаружение огромного кратера, получившего название кратера Рембрандта. Воронка диаметром чуть меньше 700 километров, по мнению ученых, образовалась в результате метеоритной бомбардировки планеты около 3,9 миллиарда лет назад (так называемая поздняя тяжелая бомбардировка - Late Heavy Bombardment). Поверхность жерла кратера осталось нетронутой - в отличие от других кратеров ее не заполнила лава, образовавшаяся при массовых извержениях вулканов. Изучение этой "девственной" территории позволило ученым многое узнать о тектонической активности Меркурия в прошлом и заключить, что она была намного более существенной, чем считалось.

Помимо обнаружения кратера, "Мессенджер" впервые выяснил, что в атмосфере Меркурия содержится много магния. При этом его распределение противоречило предсказанному учеными. Это наблюдение вкупе с другими данными позволило исследователям получить новую информацию о содержании магния в меркурианских породах.

Третий вывод, сделанный при помощи зонда, касается магнитного поля Меркурия. Параметры магнитосферы, зафиксированные "Мессенджером" во время первого и второго пролета над планетой, очень сильно разнятся. В прошлый раз ученые не отметили изменений в магнитосфере. Новые данные подтверждают гипотезу о том, что динамические изменения магнитного поля Меркурия тесно связаны с атмосферными изменениями планеты.

Зонд "Мессенджер" был запущен 3 августа 2004 года. Первый пролет в непосредственной близости от поверхности Меркурия зонд совершил 14 января 2008 года. Второй раз он сблизился с планетой 6 октября того же года. Следующее сближение произойдет 29 сентября 2009 года. До миссии "Мессенджера" первая планета Солнечной системы оставалась практически неизученной. Планету "навещал" только зонд Маринер-10 в 1970-х годах.

Каждое третье убийство