Великое вымирание заставило рептилий перестать ползать

Рептилии перестали ползать и начали ходить, приподняв тело над поверхностью, быстрее, чем считалось до сих пор. Из предыдущих исследований биологи делали вывод, что процесс смены "походки" занимал от 20 до 30 миллионов лет. Новую гипотезу выдвинули британские ученые, опубликовавшие свою работу в журнале Paleontology. Коротко исследование изложено в пресс-релизе Университета Бристоля.

Ученые проанализировали более 460 остатков рептилий, обитавших на Земле незадолго до и сразу после великого пермского вымирания, произошедшего около 250 миллионов лет назад. Исследователи установили, что до этого периода лапы всех рептилий крепились по бокам от туловища. У средних и крупных рептилий, появившихся после пермского вымирания, лапы "переехали" на нижнюю часть тела.

Последний вариант, позволяющий приподнять тело над землей, эволюционно более продвинут. Животные с такой анатомией могут вырастать до значительных размеров, так как конечности смогут выдержать их вес, "передавая" его в землю. При боковом расположении лап практически весь вес необходимо удерживать за счет мышечных усилий конечностей.

Расположение конечностей относительно туловища во многом определяет эволюционный успех организмов. Считается, что именно "приподнятость" динозавров позволила им размножиться и освоить множество экологических ниш. Тот же "ход" позже использовали млекопитающие.

Авторы нового исследования полагают, что изменение анатомии рептилий было запущено пермским вымиранием, также известным как пермская катастрофа. После нее популяция живых существ Земли сократилась приблизительно на 90 процентов. Долгое время считалось, что пермская катастрофа произошла очень быстро. Совсем недавно коллектив ученых опубликовал работу, в которой доказывается, что это событие было растянутым во времени.

Брайан Уонсинк