Литий облегчит астрономам поиск экзопланет

Астрономам удалось доказать, что пониженное содержание лития в атмосфере звезды может означать наличие у светила планет. Статья ученых с подробным изложением результатов появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит Nature News. Препринт статьи (pdf) доступен на сайте Европейской южной обсерватории.

Астрономам известно, что литий может существовать во внешних частях атмосферы звезды, не сгорая. Однако, например, на Солнце этого элемента обнаружено в 140 раз меньше, чем предсказывает теория. Многие исследователи предполагали, что его пониженное содержание может быть связано с наличием планетарной системы, однако раньше доказательств у них не было.

В рамках новой работы астрономы использовали данные, собранные 3,6-метровым телескопом, установленным в обсерватории La Silla в Чили. В общей сложности исследователи отобрали для изучения 103 звезды, из которых у 30 ранее были обнаружены экзопланеты. Анализ состава атмосферы позволил установить, что у 26 из этих звезд содержание лития понижено.

Исследователи предлагают следующее объяснение данному факту. Гравитационное воздействие планет приводит к интенсивному перемешиванию атмосферы звезд, заставляя литий опускаться глубже в звезду. Температура там значительно выше, и в результате литий "сгорает".

Если новые результаты подтвердятся, то данное наблюдение позволит ученым искать экзопланеты вокруг удаленных звезд более эффективно. Дело в том, что большинство современных методов опирается на знание параметров светимости или траектории движения звезды. Для получения этих данных требуются длительные наблюдения (например, этим занимается телескоп "Кеплер"), а состав звезды астрономы могут выяснить достаточно легко.

Не все коллеги согласны с выводами ученых. Многие исследователи отмечают, что отсутствие лития может быть обусловлено возрастом звезды, поэтому до окончательного подтверждения исходной гипотезы ученых еще достаточно далеко.