Астрофизики прояснили механизм рождения гигантских звезд

Схема рождения звезды. Иллюстрация авторов исследования

Астрономы смогли разглядеть рождение гигантской звезды и установили, что важнейшую роль в появлении огромного светила играет магнитное поле. Статья исследователей появилась в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.

В рамках исследования ученые наблюдали за регионом космического пространства, который располагается на расстоянии 1300 световых лет от Земли в созвездии Орион. Он относится к классу так называемых звездных родильных домов - мест во Вселенной, где интенсивно идут процессы звездообразования.

Используя радиотелескоп VLBA, ученые зарегистрировали в излучении, пришедшем из одного района наблюдений, следы монооксида кремния. Это вещество является известным "спутником" процессов образования звезд. Кроме этого большие облака данного соединения под воздействием космических лучей способны испускать когерентное микроволновое излучение - электромагнитное излучение, разница между фазами волн которого не зависит от времени. Такие объекты называются мазерами.

При помощи радиотелескопа астрофизики наблюдали за мазерами вокруг зарождающейся звезды, некоторые из которых находились от будущего светила на расстоянии, не превышающем расстояние от Юпитера до Солнца. Снимки, сделанные в течение нескольких лет, позволили установить, что мазеры движутся вокруг звезды по траекториям, напоминающим силовые линии дипольного магнитного поля.

Ученые подчеркивают, что новое открытие указывает на то, что магнитное поле играет важную роль в рождении массивных звезд. Ранее предполагалось, что это не так: считалось, что магнитное поле молодых светил слишком слабо для того, чтобы оказывать существенное влияние на события вокруг звезды. По мнению авторов работы, новые результаты помогут заметно прояснить процесс зарождения массивных звезд.

Известно, что рождения светил в космосе происходит в результате гравитационного коллапса облаков газа и пыли. Согласно одной из теорий, массивные звезды рождаются в результате слияния в облаке некоторого количества протозвезд.

Наука и техника00:0311 декабря