На Марсе сущеcтвовал гигантский северный океан

Карта Марса в прошлом. Иллюстрация авторов исследования

Ученые доказали наличие в прошлом на Марсе гигантского океана. Статья исследователей появилась в журнале Journal of Geophysical Research., а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Северного университета Иллинойса, сотрудники которого принимали участие в работе.

В рамках исследования ученые построили компьютерную модель марсианского рельефа на основе данных, собранных зондами NASA. В результате удалось получить наиболее подробную на сегодняшний день карту марсианских долин. Оказалось, что система этих образований более чем в два раза больше, чем считалось ранее.

По мнению исследователей, столь мощная сеть долин, образованных потоками воды, могла появиться, если в северном полушарии планеты в прошлом располагался гигантский океан. В частности, в этом случае долины должны были образовываться только в регионах с сильными дождями, то есть в относительной близости от побережья. Подобная ситуация наблюдается в действительности - долины образуют на Красной планете гигантский пояс.

Гипотезы о существовании океана высказывались уже достаточно давно (еще после полета Mariner 9 вокруг Красной планеты в 70-х годах прошлого века), однако, единого мнения среди геологов по этому вопросу не было. По утверждению исследователей, новый результат является весомым доказательством существования марсианского океана.

Совсем недавно существование океана было подтверждено другой группой исследователей. Они использовали данные спектрального анализа предполагаемого океанического дна, выполненного Mars Odyssey. Выяснилось, что северные равнины содержат больше железа, калия и тория, чем южная половина Красной планеты. По мнению ученых, это связано с тем фактом, что вода размывала грунт и данные элементы скапливались в донных отложениях.

Посыпали пеплом