Двойные звезды оказались многодетными родителями планет

Двойные звезды глазами художника. Изображение с сайта nasa.gov

Планетные системы вокруг двойных звезд могут пополняться новыми "обитателями" несколько раз в течение жизни звезд. Такой вывод сделан в статье исследователя из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, препринт которой доступен на сайте arXiv.org. Пока работа не опубликована в рецензируемом научном журнале. Ее краткое содержание приводит New Scientist.

Согласно устоявшимся представлениям, планеты образуются из диска газа и пыли, остающегося вокруг новорожденной звезды. Таким образом, обычно разница в возрасте между планетами и светилом незначительна. Автор новой работы теоретически обосновал возможность второго и третьего раунда планетообразования в системах двойных звезд.

Первое поколение планет вокруг пары светил образуется стандартным образом - из общего для обеих звезд протопланетного диска. Шанс стать "родителями" второй раз появляется у звездной пары после того, как одно из светил начинает умирать. При этом звезда выбрасывает материю, из которой могут сформироваться новые планеты. Третий раз планеты образуются при гибели второй звезды.

Ученый предложил способы отличить планеты второго и третьего поколения от "первенцев". По мере старения звезды в двойной системе притягиваются друг к другу или, напротив, удаляются. Соответственно, планеты, сформировавшиеся после начала этих процессов, окажутся дальше или ближе к светилам, чем планеты первого поколения. Кроме того, планеты второго и третьего поколений зачастую могут быть массивнее своих предшественников. Крупные объекты могут образовываться, когда материал умирающей звезды "налипает" на одну из более старых планет.

В конце прошлого года астрономы прояснили еще один аспект образования планет. Группа ученых показала, что формирующиеся планеты могут обмениваться друг с другом пылью.

«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
«Все хорошо, но раздели-то их зачем?»
Голые европейцы и другие достоинства современного театра