Биологи впервые расшифровали геном лягушки

Лягушки X. tropicalis (справа) и X. laevis. Фото с сайта ncbi.nlm.nih.gov

Биологи опубликовали в журнале Science полную последовательность ДНК лягушки Xenopus tropicalis. Это животное стало первым земноводным, геном которого был расшифрован. Подробнее о проекте стоимостью около 20 миллионов долларов пишет портал Nature News.

X. tropicalis - это один из представителей шпорцевых лягушек, обитающих в Африке. Эти животные являются удобными модельными организмами для биологов, так как их легко выращивать, они производят крупные икринки, с которыми удобно работать, и появляющиеся из них головастики прозрачны, что позволяет наблюдать особенности развития внутренних органов.

Геном X. tropicalis содержит около 20 тысяч генов (для сравнения, в геноме человека около 23 тысяч), и проект по его расшифровке был начат в 2003 году. В то время технологии определения последовательности ДНК были менее совершенными, чем сейчас, поэтому работа затянулась. И хотя черновой вариант генома был опубликован в 2005 году, первый его анализ появился только сейчас.

Ученые заключили, по своей генетической организации X. tropicalis очень напоминает человека: гены на огромных участках ДНК расположены в точно таком же порядке, как и у Homo sapiens. Эволюционные ветви, ведущие к шпорцевым лягушкам и человеку, разошлись около 360 миллионов лет назад, и такое генетическое "постоянство" не согласуется с современными теориями о скорости эволюции генома. Тем более что ДНК других позвоночных, геномы которых были расшифрованы, намного сильнее отличается от человеческой ДНК.

Генетическое сходство X. tropicalis и H. sapiens является сильным доводом в пользу использования этой амфибии для изучения различных заболеваний человека и поиска вариантов их лечения.

В обозримом будущем биологи намерены приступить к расшифровке ДНК еще одной шпорцевой лягушки - Xenopus laevis. Она больше X. tropicalis и значительно чаще используется в биологических экспериментах. Однако ее геном содержит не две копии хромосом, как у X. tropicalis или у человека, а четыре. Это обстоятельство усложняет задачу по определению последовательности. В последние годы технологии расшифровки ДНК стали намного более совершенными, и ученые рассчитывают, что геном X. laevis будет получен достаточно быстро, а исследование обойдется всего в один миллион долларов.

Не считая Чубакки
«Последние джедаи» наконец вдохнули жизнь в возрожденные «Звездные войны»
Осторожно, зашквар
Фильм «Крым», певица Бузова и активный Панин: WTF?!