Ученые решили развенчать расистский миф об африканской скульптуре

Голова Олокуна. Фото Британского музея

Специалисты Британского музея намерены изучить скульптуру, изображающую голову морского бога Олокуна из мифологии африканского народа йоруба. Они предполагают, что работа из музея нигерийского города Ифе, которая считается копией, на самом деле может оказаться оригиналом - одним из ценнейших произведений африканского искусства. Об этом пишет The Art Newspaper.

Исследования пройдут после 6 июня, когда завершится выставка "Царство Ифе" в Британском музее. С разрешения владельца скульптуры, Комиссии по музеям и памятникам Нигерии, британцы проведут рентгеновский анализ бронзового изображения. Кроме того, внутреннюю сторону полой головы изучат под микроскопом в поисках мельчайших частей литейной формы. Если такие частички найдут, их попробуют датировать термолюминисцентным способом.

Внешнюю сторону головы изучат, чтобы ответить на вопрос, не применялись ли при ее создании современные инструменты и абразивные материалы. Наконец, анализ коррозии позволит определить, была ли скульптура зарыта в землю.

Голову Олокуна в 1910 году обнаружил знаменитый немецкий этнограф-африканист Лео Фробениус. Он услышал о скульптуре, закопанной недалеко от Ифе, в пальмовой роще, посвященной богу Олокуну. Этнограф смог найти работу, которая, как считается, была создана около 1400 года и изображает одного из местных царей. Вскоре британские колониальные власти заставили закопать голову обратно; снова откопали ее только в 1934 году.

В 1948 году скульптуру изучили эксперты Британского музея, которые сочли, что это поздняя копия: ее якобы изготовили по-современному, с помощью гипсового слепка, а не воска. Кроме того, на голове нашли два шва, но не нашли следов орнамента, который описывал Фробениус. Ученые предположили, что фальсификатор изготовил копию, переплавив поврежденные древние скульптуры, чтобы повторить оригинальный состав сплава. Что произошло с оригиналом, сказать было уже нельзя.

Предположение, что голова Олокуна на самом деле может быть не копией, высказал специалист по западноафриканскому искусству Найджел Барли (Nigel Barley), осмотревший скульптуру в январе. Он также отметил, что непонятно, зачем надо было стараться и подделывать изображение, когда можно было его просто украсть.

The Art Newspaper отмечает "расистский" подтекст в том, что скульптуру сочли подделкой: в первой половине XX века искусствоведы решили, что африканцы были не в состоянии создать такой шедевр.

Обсудить
Бегом в могилу
Мусульмане Мьянмы сотнями умирают от голода в грязи. О них все забыли
«Этим проклятым американцам мы еще покажем!»
Афганцы полюбили русских и возненавидели США
С видом на фюрера
Мечту Гитлера воплощают при Меркель, и немцы этому рады
Реджеп Тайип ЭрдоганВ спину не больно
Россия забыла обиды и взахлеб дружит с Турцией
«Весь город наш!»
Грозная банда «Хади Такташ» стала настоящим кошмаром Казани 90-х
Воровской передел
Лидер криминальной России рискует сесть надолго. За его трон развернулась война
Деловая колбаса
Улюкаев готовился к долгой и счастливой жизни, а получил восемь лет строгача
Poloвинка
Поездка на передней части будущего седана VW Polo для России
Чудо-Judo
Вспоминаем молодежный трансформер Nissan Judo, о котором все забыли
8 лимузинов, появление на свет которых сложно оправдать
Большие, длинные и чрезвычайно бесполезные
Погружение в кирпич
Мы посидели в новом «Гелике» и не узнали его. А потом вылезли – и узнали
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей