Предложен новый эталон для массы в один килограмм

Компьютерная модель эталона килограмма в Палате мер и весов. Изображение пользователя Greg A L с сайта wikipedia.org

Группа ученых предложила новый эталон для килограмма, масса которого не будет изменяться со временем, как у существующего эталона. Работа исследователей пока не принята в рецензируемый научный журнал, но ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Международный эталон килограмма хранится в парижской Палате мер и весов и представляет собой цилиндр из сплава платины и иридия (в соотношении 9 к 1) диаметром и высотой 39,17 миллиметра. Эталон был отлит в 1889 году, и с тех пор его масса могла измениться, в частности из-за оседания пыли. Специалисты стараются как можно реже доставать эталон из подвала, где он хранится, так как при каждом извлечении его масса также изменяется из-за "отрыва" нескольких атомов.

Ученые предложили несколько альтернатив эталона килограмма. Например, таковым могло бы служить тело, эквивалентная энергия которого соответствует энергии такого числа протонов, суммарная частота колебаний которых равна (2997924582/66260693) х 1041 герц. Однако для того чтобы получить такой эталон, необходимо проведение очень дорогостоящих экспериментов.

Авторы новой работы предложили иной вариант эталона. Они подсчитали, что масса, равная одному килограмму, будет у куба из атомов изотопа углерода-12, грань которого составляет 8,11 сантиметра. Такой куб будет содержать строго определенное количество атомов, а именно 2250 х 281489633.

Ученые не в первый раз выступают с предложением об изменении эталона килограмма. Впервые они высказали такую мысль в 2007 году, а сейчас доработали некоторые детали. Другие варианты эталонов также постоянно дорабатываются.

Oleg Tinkov, Chairman of Tinkoff Credit Systems, reacts during an interview with Reuters' journalists in Moscow September 25, 2012. REUTERS/William Webster (RUSSIA - Tags: BUSINESS PROFILE)«Блогеры за бабки мать родную продадут»