Домашний компьютер впервые обнаружил странный пульсар

Скринсейвер программы Einstein@ Home. Изображение с сайта проекта

Домашний компьютер двух участников проекта распределенных вычислений Einstein@Home обнаружил необычный пульсар. Статья с описанием астрономического объекта появилась в журнале Science. Коротко об открытии пишет портал Nature News.

Проект Einstein@Home был запущен в 2005 году для поиска во Вселенной гравитационных волн - складок на ткани пространства-времени, существование которых было предсказано в рамках общей теории относительности (ОТО) Эйнштейна. Einstein@Home использует вычислительные мощности компьютеров своих участников для анализа данных, собранных обсерваториями LIGO и GEO-600. Так как в проекте в настоящее время принимают участие около 262 тысяч человек из 192 стран мира, ученые получают возможность обрабатывать огромное количество информации.

В 2009 году организаторы Einstein@Home приняли решение выделить 35 процентов задействованных в проекте машин для поиска пульсаров - вращающихся нейтронных звезд, которые являются результатом коллапса "обычных" светил. Анализ данных соответствующих наблюдений был начат в марте 2009 года, а уже в июне компьютер пары участников проекта обнаружил пульсар, позже названный PSR J2007+2722.

Этот объект заметно отличается от "типичных" пульсаров - PSR J2007+2722 испускает радиоволны с очень высокой частотой, причем астрономы не наблюдают ее смещения. Этот факт означает, что PSR J2007+2722 не обращается вокруг звезды-компаньона (что типично для большинства пульсаров), а "висит" в космическом пространстве один. Ученые полагают, что напарница PSR J2007+2722 превратилась в сверхновую, а сам пульсар недавно поглотил ее материю. Получение дополнительной массы и ускорило вращение PSR J2007+2722.

Астрономы по-разному отнеслись к открытию пульсара в ходе проекта распределенных вычислений. Как полагает часть специалистов, эта новость доказывает, что подобные начинания являются очень мощным инструментом обработки астрономических данных. Скептически настроенные специалисты отметили, что эффективность конкретно Einstein@Home довольно низка, так как с марта 2009 года в ходе проекта был открыт всего один новый пульсар, зато переоткрыто несколько десятков уже известных астрономам.

Einstein@Home - не единственный проект распределенных вычислений. Наиболее известным из подобных инициатив является SETI@Home, участники которого анализируют поступающие из космоса сигналы в надежде обнаружить следы других цивилизаций. Люди, задействованные в проекте Stardust@Home, ищут на выложенных в интернет фотографиях различных участков неба космическую пыль. В рамках проекта Galaxy Zoo все желающие занимаются классификацией различных объектов, запечатленных телескопами.

Молчание ягнят