В возникновении жизни на Земле заподозрили инопланетную падаль

Сторонники гипотезы панспермии полагают, что жизнь могла быть занесена на Землю метеоритом. Изображение с сайта union.edu

Жизнь на Земле могла образоваться благодаря попавшим на нее из космоса погибшим организмам с других планет. Такую идею, получившую название гипотезы некропанспермии, разработал канадский астроном, статья которого опубликована в журнале Space Science Reviews. Коротко о работе пишет Wired.

Гипотеза панспермии, которая лежит в основе новой работы, была впервые предложена еще в 1870-е годы. Ее сторонники полагают, что жизнь была занесена на Землю из космоса метеоритами или кометами в форме неких "зародышей" (например, спор). Критики гипотезы панспермии указывают, что в ходе длительного космического путешествия споры будут очень сильно повреждены жестким излучением и, скорее всего, погибнут.

По мнению автора новой работы, для появления жизни на Земле не требовалось, чтобы на нее были занесены живые микроорганизмы. Для развития живых существ достаточно, чтобы на планету попало некоторое количество информации - в случае земных организмов она закодирована в форме ДНК или РНК.

Живые существа содержат в своих генах огромное количество информации - по оценкам автора, в клетке кишечной палочки хранится 6 миллионов бит информации, в то время как случайное перемешивание молекул даст только 194 бита за 500 миллионов лет (появление жизни в ходе постепенного синтеза все более и более сложных молекул - наиболее популярная на сегодняшний день гипотеза).

Мертвые организмы также несут в себе информацию, несмотря на то, что она не может быть непосредственно реализована. Кроме того, "спрятанные" внутри клеток молекулы нуклеиновых кислот будут повреждаться меньше. Ученый полагает, что оптимальными "перевозчиками" информации могут выступать вирусы, которые состоят из ДНК или РНК, упакованных в оболочку из белков, иногда дополненную липидами или полисахаридами. Подробнее о вирусах и их возможной роли в эволюции можно прочитать здесь.

Новая гипотеза вызвала неоднозначную реакцию у коллег ученого. Скептики отмечают, что во время пребывания в космосе нуклеиновые кислоты могут разрушиться очень существенно несмотря на защиту оболочки. Кроме того, положения некропанспермии (впрочем, как и остальных гипотез, объясняющих происхождение жизни) крайне затруднительно проверить экспериментально.

Без ствола