В ФРГ вышла книга о так называемых "почетных узниках" Адольфа Гитлера - личных пленниках фюрера, которых нацисты по тем или иным причинам содержали отдельно от других заключенных концлагерей в особых условиях. Как сообщает Welt, автором книги, которая проливает свет на ранее малоизученный аспект истории Третьего рейха, выступил историк и журналист Фолькер Кооп (Volker Koop).
В нацистской Германии наряду с миллионами узников концлагерей и военнопленных существовала особая группа заключенных, так называемые "особые" или "почетные" узники. Их число возросло после начала Второй мировой войны, достигнув нескольких тысяч. Обычно их размешали в уединенных замках, на виллах, в реквизированных отелях или на специально оборудованных территориях недалеко от концлагерей.
Условия содержания "почетных узников", как отмечается в книге "В руках Гитлера. Особые и почетные пленники СС" ("In Hitlers Hand. Sonder- und Ehrenhaeftlinge der SS") заметно отличались от условий обычных концлагерей и были достаточно комфортными, что, однако, не помешало нацистам ближе к концу войны казнить многих заключенных.
Одним из "почетных узников" был последний канцлер независимой Австрии Курт Шушниг. Он жил вместе с семьей в одном из четырех домов на территории спецлагеря рядом с концлагерем Заксенхаузен (Sachsenhausen). Заключенным был только сам Шушниг. Его жена и рожденная в 1941 году дочь находились в спецлагере добровольно и могли свободно покидать охраняемую зону. Сын Шушнига от первого брака ежедневно ходил с территории концлагеря на учебу в гимназию.
Другим известным пленником был столяр Георг Эльзер (Georg Elser), который 8 ноября 1939 года устроил покушение на фюрера, заложив взрывное устройство в одну из колонн в пивной Бюргербройкеллер. Эльзер был схвачен, подвергнут пыткам, а затем перемещен в Заксенхаузен, где, как отмечается, "содержался в относительно комфортных условиях", ожидая показательного процесса, который должен был состояться сразу после окончательной победы. Лишь в 1945 году Гитлер приказал перевести Эльзера в Дахау, где он был расстрелян.
"Почетными узниками" Гитлера также являлись многие августейшие особы, как, например, баварские Виттельсбахи, которых Гитлер считал одними из главных противников национал-социалистов, а также представители королевских семей европейских государств. Король Бельгии Леопольд III, который не эмигрировал после захвата страны нацистами, некоторое время содержался под домашним арестом в своей резиденции, а затем был переведен в замок Хришштайн (Hirschstein) в Саксонии, где находился под охраной СС.
Некоторые именитые французские политики находились в заключении в идиллическом отеле, расположенном в австрийском Кляйнвальзертале (Kleinwalsertal). Среди них бывший посол Франции в Берлине Андре Франсуа-Понсе (Andre Francois-Poncet). "Почетными узниками" Гитлера также были бывшие французские премьеры Леон Блюм (Leon Blum), Эдуард Деладье (Edouard Daladier) и маршал Максим Вейган (Maxime Weygand).
Расходы на особых пленников, содержавшихся под стражей в разных уголках страны, ложились тяжелым бременем на бюджет, и в итоге нацисты приступили к поискам подходящего места, где можно было бы собрать всех заключенных. В 1942 году оптимальное решение было найдено. "Почетных узников" предлагалось разместить на двух островах в Балтийском море - Малом и Большом Пакри (Suur-Pakri und Vaike-Pakri). Фолькер Кооп нашел в архивах "Штази" документ из рейхскоммисариата "Остланд", в котором отмечалось, что эти острова "свободны ото льда, не обитаемы и достаточно удалены от материка".
В конце войны Генрих Гиммлер пытался использовать "почетных узников" как своеобразный залог в переговорах с союзниками, однако из этой затеи ничего не вышло. В итоге большинство личных пленников фюрера были переведены в Тироль, а весной 1945 года освобождены.