Планеты-бродяги оказались пригодными для жизни

Спутник Юпитера Европа по многим характеристикам напоминает планету-"бродягу". Изображение Galileo Project, JPL, NASA

На планетах, "сбежавших" от своих звезд, может в течение миллиардов лет сохраняться жидкая вода - необходимое условие для появления жизни. Такой вывод сделали ученые, статья которых опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters. Ее препринт доступен на сайте arXiv.org, а коротко об исследовании пишет Wired.

Планеты-"бродяги" - не редкость во Вселенной. Они теряют связи со своей звездой, когда рядом с ними проходят гиганты наподобие Юпитера, гравитация которых "сталкивает" более мелкие планеты на нестабильную орбиту. В какой-то момент такая планета может "оторваться" и начать путешествие по космосу.

Авторы новой работы рассчитывали, за какое время на планете, лишенной тепла своей звезды, не останется жидкой воды. Ученые рассматривали планеты массой от 0,1 до 10 масс Земли с приблизительно таким же соотношением воды и суши, как на нашей планете. Оказалось, что благодаря теплу, выделяемому при распаде радиоактивных веществ под неизбежно образующейся снаружи коркой льда может в течение длительного времени сохраняться слой жидкой воды толщиной несколько километров. Исследователи рассчитали, что на планете массой около 3,5 земных вода будет оставаться в жидком состоянии в течение 5 миллиардов лет.

Также авторы рассмотрели, что будет происходить с "бродягами", на которых протекает активная вулканическая деятельность. Выбрасываемый при извержениях углекислый газ будет немедленно замерзать и покрывать планету толстым слоем, изолирующим внутренности от холода космического пространства. Исследователи показали, что в таких условиях жидкая вода может сохраняться даже на планетах массой около 0,3 земных.

Об обнаружении нескольких сотен планет, по тем или иным характеристикам похожих на Землю, в начале февраля объявила команда, курирующая работу телескопа "Кеплер". Подробнее о результатах нескольких месяцев работы телескопа можно прочитать здесь. Вместе с новыми данными общее число найденных телескопом планет возросло до 1235.

Закат Запада