Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

Биологи попытались окончательно опровергнуть теорию "мышьяковой жизни"

Биологи установили, что штамм бактерий GFAJ-1, способный, по заявлениям некоторых ученых, использовать вместо фосфора мышьяк, обладает среди бактерий самым высоким сродством к фосфору. Работа опубликована в журнале Nature, ее краткое содержание приводит ScienceNews.

Ученые исследовали то, насколько поверхностные фосфат-связывающие белки у разных бактерий способны отличать фосфор от мышьяка. Для этого белки помещали в растворы с низкой концентрацией фосфатов (PO43-) и различной концентрацией соответствующего соединения мышьяка - арсенатов (AsO43-). Ученые определяли, при каком соотношении мышьяка и фосфора в среде поверхностные белки свяжут более 50 процентов мышьяка. Это будет обозначать, что при такой концентрации способность белков отличать ионы двух этих элементов окажется исчерпанной.

Авторы показали, что у каждой из исследованных бактерий поверхностные белки достигают этого порога не ранее чем при 500-кратном избытке мышьяка. Причем штамм GFAJ-1 оказался среди всех исследованных микроорганизмов рекордсменом - его белки продолжали связывать фосфор вплоть до достижения 4500-кратного избытка мышьяка.

Кроме того, ученые провели рентгеноструктурный анализ одного из фосфат-связывающих белков в двух разных состояниях: когда он был связан с фосфатом и с арсенатом. Исследования показали, что хотя физически арсенат лишь незначительно больше фосфата, особенности строения белка заставляют его искажать одну из ключевых водородных связей. Это и определяет низкое сродство белка к мышьяку и высокое к фосфору.

То, что GFAJ-1 лучше всех известных бактерий отделяет мышьяк от фосфора, говорит о том, насколько ей необходим последний. По мнению авторов новой работы, полученные данные представляют собой "последний гвоздь в крышку гроба" теории мышьяковой жизни.

Сообщение о том, что бактерии штамма GFAJ-1, обитающие в соленом озере Моно в Калифорнии, способны при отсутствии фосфора заменять его на мышьяк, появились в 2010 году. Публикация имела большой резонанс, так как давала повод надеяться на расширение элементной базы жизни и существовании во вселенной "неклассических" организмов. Позднее несколько групп выступили с опровержениями работы. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

АПЛ К-278 «Комсомолец» на дне Норвежского моря

«Не надо ничего там бередить»

Радиация затонувшей АПЛ «Комсомолец» угрожает жизни людей. Почему ее не торопятся поднять

Самое пекло

Америка боится извержения супервулкана. Чем он грозит человечеству?