В 2012 году компания "Российские железные дороги" арендовала 10 тысяч полувагонов у "РТ Оператора", контролируемого племянником президента РЖД Владимира Якунина Кириллом Амосовым. Об этом пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в отрасли.
За каждый вагон железнодорожная монополия платила по 1003 рубля в сутки, а договор действовал с октября по 31 декабря прошлого года. В пресс-службе РЖД газете подтвердили эту информацию.
По данным источников издания, до недавнего времени "РТ Оператор" владел всего тремя тысячами вагонов. Остальные семь тысяч компания арендовала на рынке, в том числе у ФГК - дочерней структуры РЖД. В конце года РТ "Оператор" купил у РЖД 10 тысяч полувагонов, требующих капитального ремонта.
Кроме Амосова газета называет конечными бенефициарами "РТ Оператора" Сергея Удгодского, Екатерину Рыбкину и компанию "Скелисиа Холдингс Лимитед". Подробной информации об этих людях и компании нет. В СМИ Кирилл Амосов и РТ "Оператор" раньше не упоминались.
В 2011 году доход "РТ Оператора" составил 1,6 миллиарда рублей, а прибыль - 180 миллионов. На сайте компании говорится, что она входит в транспортный холдинг с общим парком семь тысяч вагонов, в том числе рефрижераторов и термосов.
Переход грузовых вагонов частным компаниям является частью железнодорожной реформы в России. В течение последних нескольких лет РЖД почти полностью избавилась от грузового подвижного состава. Часть вагонов была продана, а часть - сдана в долгосрочную аренду другим перевозчикам.
Кроме того, РЖД избавилась от контрольного пакета крупнейшего в России оператора грузовых вагонов - "Первой грузовой компании" (ПГК). Что касается локомотивов, то большинство из них остается в собственности железнодорожной монополии. При этом РЖД продолжает арендовать у частных компаний грузовые вагоны для собственных нужд.