Бактерии научились превращать клетки мозга в стволовые

Зеленые зараженные стволовые клетки атакуют мышечное волокно.

Ученые обнаружили, что вызывающие проказу бактерии Mycobacterium leprae способны превращать глиальные (шванновские) клетки мозга в стволовые и использовать их для распространения по организму. Работа опубликована в журнале Cell, а ее краткое содержание приводит NatureNews.

Шванновскими называют вспомогательные клетки мозга, которые окружают волокна нейронов, оборачиваясь вокруг них подобно шубе. Шванновские клетки обеспечивают электрическую изоляцию нейронов, благодаря которой увеличивается скорость проведения возбуждения. Как и большинство клеток глии, они обычно не передвигаются по организму и живут всегда на одном месте.

Авторы исследования обнаружили, что микобактерии проказы M. leprae, проникнув в шванновские клетки, перепрограммируют их в стволовые. Это делается для того, чтобы использовать последние в качестве транспорта. Стволовые клетки мозга, в отличие от созревших, часто мигрируют на довольно значительные расстояния. Зараженные же бактериями стволовые клетки, как обнаружили авторы, проникают в мышцы, проходя сквозь барьер, отделяющий мозг от остального организма.

Перепрограммирование осуществляется путем выключения «зрелых» и включения «детских» генов шванновских клеток. Приблизительно также стволовые клетки удалось получить Синъя Яманаке, получившем в 2012 году за свою работу Нобелевскую премию. Обнаруженный авторами новой работы феномен довольно необычен для бактериальных инфекций. В управление генами хозяина обычно вмешиваются вирусы, которые, например, зомбируют гусениц шелкопряда, заставляя их забираться на деревья, чтобы увеличить радиус распространения вирионов.

00:02 26 февраля 2017
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде

«События в столице застали Ильича врасплох»

Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
Luxury watches are seen at a shop window in Geneva August 2, 2011. REUTERS/Denis Balibouse (SWITZERLAND - Tags: SOCIETY BUSINESS)«Если русский — значит, соришь деньгами»
Рассказ финансиста из Самары, перебравшегося в Женеву
Идеал со сроком годности
От Монро до Кардашьян: как менялись пропорции женской фигуры каждые 10 лет
Спортзал для двоих
Лондонская пара прославилась в сети как самая тренированная в мире
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Самые доступные семейные машины