Новая, персональная
Попробовать
Новости партнеров

Нейрогенез связали с синтезом липидов

Спящая (слева) и активированная стволовая клетка мозга. Изображение Simon Braun, HiFo, UZH

Ученые установили, что деление стволовых клеток мозга управляется генами, связанными с синтезом липидов. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит пресс-релиз Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.

Авторы показали, что при ингибировании синтеза новых липидов клеточной мембраны у стволовых клеток блокируются процессы деления. Этот синтез, который осуществляется белковым комплексом синтазы жирных кислот (Fasn) управляется геном Spot14. В отличие от зрелых нейронов, у стволовых клеток синтаза Fasn активно работает, превращая потребляемую глюкозу в "кирпичики" для мембран новых клеток. Такая связь метаболизма с делением указывает ученым мишень, воздействуя на которую, потенциально возможно стимулировать нейрогенез.

Стволовые клетки мозга являются единственным источником новых нейронов в мозге взрослого животного. У млекопитающих они расположены в двух областях - в обонятельных луковицах и в области гиппокампа. Первая из этих зон, как показали недавние исследования, у человека не участвует в нейрогенезе, однако он достаточно активно идет во второй зоне.

Механизмы, запускающие деление стволовых клеток и образование из них новых нейронов пока изучены достаточно слабо. Известно, что на уровне организма на этот процесс может влиять физическая активность и лекарства-антидепрессанты. Подробнее об этом может прочитать здесь и здесь.

Общий сбор