В Екатеринбургском музее изобразительных искусств на картине «Мелеагр и Аталанта», приписываемой мастерской фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса, была обнаружена подпись художника. Этот факт может говорить о том, что полотно принадлежит кисти самого Йорданса, а не его учеников. Об этом сообщает информационное агентство «Новый регион».
По сообщению агентства, автограф был найден при подготовке картины «Мелеагр и Аталанта» к выставке «Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII — XIX веков». В нижней части полотна сотрудники Екатеринбургского музея обнаружили разложение лака. После регенерации стали видны буквы «J JORDAENS FECIT» («Я. Йорданс сделал»).
Картина «Мелеагр и Аталанта» поступила в музей в 1949 году после реставрации из Государственного Эрмитажа, куда она попала в 1920-е годы из реквизированного частного собрания. Полотно считалось копией сюжета, находящегося в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. Однако в 2012 году эксперты из Эрмитажа и нидерландского музея Лакенхол высказали предположение, что картина была выполнена в мастерской Йорданса. Обнаруженная подпись, по мнению работников музея, позволяет предположить, что картина написана непосредственно самим художником: предварительные исследования показали, что автограф лежит в авторском красочном слое.
Якоб Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции, и у картины «Мелеагр и Аталанта» существует несколько вариантов. Работа из Екатеринбургского музея коллекции почти полностью повторяет композицию картины в Антверпене, но российская больше по размеру. Также образ Аталанты на полотнах различен — на российской картине он скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке и на эскизе, выставленных в венском музее Лихтенштейн. Примечательно, что на антверпенской картине нет авторской подписи, хотя, по заявлениям представителей Королевского музея, ее стилистика и происхождение не оставляют сомнений в подлинности.
По словам сотрудников Екатеринбургского музея, автограф Йорданса, подобный обнаруженному, виден на одной из первых датированных и подписных картин художника — «Поклонении пастухов».
Якоб Йорданс (1593-1678) — младший современник и друг Рубенса. После его смерти в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, и его можно назвать одним из наиболее выдающихся представителей фламандского барокко. После себя он оставил несколько десяток полотен и около 450 рисунков на темы христианства, античной мифологии, фламандского фольклора и современного ему быта. Художник крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Это отчасти затрудняет установление авторства многих фламандских картин тех лет, так как Йорданс имел огромное влияние на современников. Только официально было зарегистрировано 15 учеников художника.
В ноябре 2012 года подобная история произошла в другом уральском городе — Ирбите Свердловской области. В Государственном музее изобразительных искусств этого города долгое время хранилась картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», считавшаяся копией одноименной картины Рубенса из Венского музея. Она также была отдана местной галерее из запасников Эрмитажа. По настоянию директора Ирбитского музея картину отреставрировали и показали экспертам. Они высказали мнение, что ирбитское полотно — скорее всего не копия. Согласно экспертизе, фигуру Марии Магдалины писал Рубенс, лицо Марфы — Ван Дейк, а ее руки — Йорданс.