Алмазные кубиты запутали на расстоянии

Схема системы связи кубитов в алмазах

Схема системы связи кубитов в алмазах. H. Bernien et al., Nature, 2013

Инженеры научились квантово запутывать электроны в алмазах, которые находятся друг от друга на расстоянии не менее трех метров. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит NatureNews.

Устройство со спутанными электронами представляло собой два охлажденных алмаза, соединенных оптическими волокнами, линзы и систему лазеров. В качестве кубитов, или квантовых битов, выступали электроны атомов азота, запертые в кристаллической решетке атомов углерода, из которых состоит алмаз.

Запутывание кубитов проводилось при помощи лазерного луча. Эффективность процесса оказалась очень мала - на одно успешное связывание электронов приходилось 10 миллионов безуспешных попыток. Процесс запутывания одной пары занимал почти 10 минут.

Ранее дефекты в кристаллической решетке алмазов уже использовались для создания кубитов. Преимущества алмазных носителей заключаются в том, что они позволяют сохранять состояние атома длительное (по квантовым меркам) время при обычной температуре. Альтернативным носителем кубитов также могут выступать отдельные охлажденные атомы и ионы.

Запутанными называют такие частицы, измерение квантового состояния одной из которых позволяет предсказать состояние остальных. Эффективное запутывание квантовых частиц на расстоянии необходимо для создания квантовых компьютеров и защищенных квантовых средств связи. Подробнее о работе квантовых устройств можно прочитать здесь.