Нобелевский лауреат Андрей Гейм приехал в Россию, сообщается на сайте газеты «Коммерсант». Ученый, известный как один из первооткрывателей графена, намерен принять участие в заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки. Также исследователь может прочесть лекцию студентам Московского физико-технического института, выпускником которого он является.
По информации издания, заседание с участием физика должно начаться в Москве в 16 часов 28 мая. Приезд ученого связывают с непростой политической ситуацией как в министерстве, так и вокруг Российской академии наук. Серия скандалов, вызванных выявлением случаев плагиата в диссертациях, критика министра образования и науки Дмитрия Ливанова, выборы главы РАН: в этих условиях, как пояснил «Коммерсанту» Михаил Гельфанд, российский специалист по биоинформатике и заместитель директора по науке в Институте проблем передачи информации, приезд Гейма может быть серьезной поддержкой Ливанову.
Ранее Гейм категорически отказывался работать в России и на предложение работы в проекте Сколково среагировал достаточно резко: «Там у вас люди что – с ума посходили совсем? Считают, что если они кому-нибудь отсыпят мешок золота, то можно всех пригласить?». Такое заявление ученый сделал в 2010 году «Русской службе новостей», добавив что он комфортно чувствует себя в Великобритании и даже не имеет российского гражданства.
Общественный совет при Минобрнауки до недавнего времени возглавлял другой физик и лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. Однако ученый принял решение баллотироваться на пост президента РАН и покинул министерский совет, причем это было обусловлено в том числе и выступлением Ливанова с критикой деятельности академии. По мнению Ливанова, РАН стала неэффективной организацией, а представители академии, в свою очередь, обвиняют министерство в раздувании противостояния между академическими исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Приезд Гейма, нобелевского лауреата, активно работающего ученого и первооткрывателя перспективного материала, может, по мнению Михаила Гельфанда, изменить баланс сил в борьбе РАН и Минобрнауки.