Обнаружен перенос полезных признаков от ГМО к их диким родственникам

Фото: Erik de Castro / Reuters

Китайско-американская группа биологов на примере риса продемонстрировала, что введенные в ГМО гены устойчивости к гербицидам могут быть полезны для диких разновидностей растений даже там, где эти гербициды не используются. Это, по словам биологов, может привести к закреплению таких генов и снижению биоразнообразия. Работа опубликована в журнале New Phytologist, кратко о ней пишет Nature News.

Использовавшийся в работе генно-модифицированный рис содержал дополнительные копии гена, кодирующего фермент EPSP-синтазу. Этот фермент используется в качестве мишени для глифосата, — одного из самых распространенных неселективных гербицидов. Обычно в устойчивых к гербицидам ГМ-растениях EPSP-синтаза заменена на устойчивый бактериальный аналог, однако в использованном в работе ГМ-рисе ингибирование преодолевалось простым увеличением копий собственного гена EPSP-синтазы риса — «чужих» генов в таком рисе не было.

В ходе эксперимента ученые скрещивали ГМ-рис с его дикой разновидностью (Oryza sativa f. spontanea) и наблюдали за особенностями роста гибридов. Оказалось, что гибриды даже без использования гербицидов по сравнению с диким рисом имеют повышенный уровень фотосинтеза, быстрее наращивают вегетативную массу и производят на 48–125 процентов больше семян.

Создатели ГМ-растений в последнее время все чаще прибегают к использованию собственных генов растений для введения полезных свойств вместо генов, полученных из бактерий и других эволюционно далеких организмов. Это связано с особенностями регулирования создания и использования таких растений в США, где использование генов микроорганизмов требует дополнительных согласований.