Насекомые отказались спариваться при плохой погоде

Diabrotica speciosa, один из изучавшихся видов жуков

Биологи из Бразилии и Канады обнаружили у насекомых уменьшение репродуктивной активности перед бурей. Наблюдения показали, что при снижении атмосферного давления ряд насекомых перестает активно синтезировать феромоны и за счет этого уменьшается частота опасных в условиях ливня спариваний. Подробности приведены в статье для журнала PLoS One, а кратко об исследовании рассказано в Science Now.

Ученые наблюдали за представителями нескольких отрядов: жесткокрылых (жуков), чешуекрылых (бабочки) и полужесткокрылых (к этому отряду относят клопов). Все они при снижении атмосферного давления реже спаривались, причем это проявлялось как в естественной среде обитания, так и в экспериментальной барокамере. Кроме того, биологам удалось заметить то, что если после снижения давления спаривание все же происходит, то его продолжительность существенно сокращается по сравнению с обычными условиями: с 16 минут до всего лишь пяти.

Оба эффекта, затухание репродуктивной активности и сокращение времени копуляции, ученые объясняют тем, что падение атмосферного давления обычно предвещает дождь, попадание под который в момент полового акта опасно для насекомых. Открытие важно как для других биологов (атмосферное давление придется учитывать в других опытах), так и для агрономов.
Исследователи считают, что найдя ответственные за восприятие атмосферного давления клеточные и молекулярные механизмы, можно будет разработать новые средства для ограничения количества сельскохозяйственных вредителей.

Способность реагировать на изменения атмосферного давления ранее была выявлена у млекопитающих (включая человека), птиц и даже рыб. Однако у насекомых, по словам авторов исследования, такая способность продемонстрирована впервые, хотя многие энтомологи обращали внимание на то, что в непогоду насекомые ведут себя как-то не так, как обычно.

Знаток «Что? Где? Когда?» Андрей КозловБольно умные