Европейский суд по правам человека удовлетворил иск таджикского бизнесмена, бывшего депутата Низомхона Джураева против России. Текст решения опубликован на сайте ЕСПЧ. Суд пришел к выводу, что в отношении Джураева, задержанного на территории РФ несколько лет назад, были нарушены положения европейской конвенции о правах человека.
По решению суда, Россия в течение трех месяцев должна выплатить истцу компенсацию в 30 тысяч евро за моральный ущерб и еще 12 тысяч евро — в качестве компенсации судебных издержек. В случае, если деньги не будут выплачены в указанный срок, как отмечается, с ответчика может быть взыскана еще и пеня.
Низомхон Джураев, которого на родине обвиняли в экономических преступлениях, покинул Таджикистан в середине 2000-х годов. В 2010 году его задержали в России, позднее Генпрокуратура РФ согласилась выдать его Таджикистану. Однако из-за протестов правозащитников (утверждавших, что предпринимателя преследуют по политическим мотивам и что на родине ему грозят пытки) экстрадиция была остановлена.
В начале 2012 года Джураев был освобожден из СИЗО города Зеленограда. После этого он пропал, а через несколько месяцев объявился в Таджикистане. По местному телевидению было показано его выступление: Джураев утверждал, что якобы вернулся на родину добровольно и решил сдаться властям. Якобы для возвращения он перебрался сначала из России в Казахстан, оттуда — в Киргизию, а оттуда в Таджикистан.
В прессе высказывались предположения, что Джураев был похищен, подобно некоторым другим своим соотечественникам. Суд, рассмотрев обстоятельства дела, поддержал версию о похищении. Хотя он прямо и не обвинил российские власти в причастности к этому, однако констатировал, что они по меньшей мере не смогли помешать принудительному возвращению бизнесмена на родину, а также не провели эффективного расследования в связи с его исчезновением.
На основании этого суд констатировал, что с российской стороны была нарушена статья 3 конвенции по правам человека, запрещающая пытки (поскольку Джураев был, как считает суд, принудительно доставлен на родину, где ему угрожали пытки). Кроме того, суд пришел к выводу, что после ареста Джураева имело также место нарушение пункта 4 статьи 5, гарантирующей гражданам право на безотлагательное рассмотрение правомерности их заключения под стражу.
В самом Таджикистане судебный процесс над Джураевым начался весной 2012 года. Сообщалось, что наряду с экономическими преступлениями прокуратура также инкриминирует ему создание преступной группировки и умышленное убийство.