Биологи раскрыли секрет неуязвимых для скорпионов хомячков

Группа американских исследователей выяснила, почему обитающие на территории США хомячки рода Onychomys могут нападать на скорпионов, не опасаясь их яда. Молекулярный анализ показал, что чувствительные к боли клетки кузнечниковых хомячков не активируются, а, напротив, блокируются ядом скорпиона. Подробности со ссылкой на статью ученых для журнала Science приводит Nature News.

Специалистам из нескольких научных центров США удалось также выяснить то, чем обусловлены эти различия в нейронах хомячков и обычных мышей, у которых укус скорпиона вызывает очень сильную боль. Секрет кузнечниковых хомячков заключается в несколько иной структуре ионных каналов, специальных белков в мембране клетки.

Ионные каналы способны пропускать определенные ионы через мембрану, создавая электрический ток. Именно с их помощью клетка выдает электрический импульс, меняя свой электрический потенциал относительно окружающей среды. Яд скорпиона, как было ранее известно, способствует открытию натриевых (пропускающих ионы натрия) каналов Na 1.7 и за счет этого вызывает активность рецепторов, ответственных за ощущение боли в месте укуса. У хомячков, как показало исследование, яд по-прежнему оказывает такое же действие на Na 1.7, но вот другой класс ионных каналов, Na 1.8, тем же ядом блокируется. Сверх того, эффект от блокады данных каналов перевешивает эффект от открытия Na 1.7, в результате чего грызуны перестают чувствовать боль.

Причем эксперименты показали, что ужаленный скорпионом хомячок какое-то время не реагирует и на другие вещества, которые также должны провоцировать боль: подопытные животные практически не обратили внимание на инъекцию небольшой дозы формалина, хотя использованные в качестве контрольной группы обычные мыши Mus musculus долго вылизывали пострадавшие лапы.

С эволюционной точки зрения описанное исследователями отличие в структуре ионных каналов является продуктом естественного отбора. Всего одно изменение в результате мутации привело к тому, что живущие в засушливой местности хомячки получили доступ к новому источнику пищи в виде широко распространенных скорпионов. С точки зрения же нейрофизиологии изучение молекулярных механизмов контроля боли может помочь в поиске обезболивающих средств для применения в медицине.

Яд скорпионов, как было показано ранее, состоит из смеси различных токсинов, причем у каждого вида состав этой смеси может заметно отличаться. Соответственно, хомячки не имеют гарантированной неуязвимости от всех видов скорпионов, которых более полутора тысяч.

Распаднические настроения
С чем останется Украина после интеграции в нее Евросоюза
A man lights a candle by a portrait of Pavel Sheremet surrounded with flowers and candles at a place of his death in Kiev, Ukraine, Wednesday, July 20, 2016. A prominent journalist was killed in a car bombing in Ukraine's capital, Kiev, on Wednesday, sending shockwaves through the Ukrainian journalist community that was shaped by the gruesome killing of the publication's founder 16 years ago. (AP Photo/Sergei Chusavkov)Ищите женщину?
Убийство Павла Шеремета: целенаправленная охота или роковая случайность
Часть изображения была размыта, чтобы не нарушать законодательство Российской Федерации«"Правый сектор" — это современный СС»
Исповедь американского наемника о службе в рядах украинских радикалов
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Policemen walking down stairs and securing the area in the underground station Karlsplatz (Stachus) after a shootout in Munich, Germany, 22 July 2016. After a shootout in the Olympia shopping centre in Munich, injuries and possible deaths were reported by the police. The situation is still unclear. PHOTO: ANDREAS GEBERT/dpaКТО стучится в дверь ко мне
Какие выводы стоит сделать из полицейской операции в Мюнхене
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
The Lady Vanishes'  - Sally Stewart, Margaret Lockwood,
Alfred Hitchcock and Googie Withers
An English girl on a train from Switzerland befriends an old woman. But when the woman disappears, her fellow passengers deny ever having seen her.
«Он всегда утверждал, что в их браке нет секса»