Шведский национальный музей не смог заблокировать вывоз из страны коллекции турецких предметов искусства XVIII века. Как передает The Local, учреждение проиграло апелляцию наследнику коллекции, проживающему в Лондоне. Он сумел отстоять свое право на то, чтобы вывезти и распродать произведения искусства.
Музей пытался заблокировать вывоз предметов искусства из Швеции потому что, хотя коллекция и находится в частном владении, она причисляется к шведскому культурному наследию. Владелец собирается распродать предметы на аукционе Sotheby's.
Коллекцию, которая стала предметом спора, в XVIII веке собрали два брата, представлявшие Швецию в Османской империи. Значительную ее часть составляют портреты членов турецкого двора, а также пейзажи. В течение последующих лет произведения турецкого искусства хранились в поместье неподалеку от города Эсильтсуна.
Как пояснил сотрудник Шведского национального музея Андерс Бенгтссон, эта коллекция считается уникальной потому, что она сохранилась в том виде, в каком ее вывезли из Константинополя в XVIII веке. Точная стоимость всех произведений искусства в ней неизвестна, однако приблизительно коллекция оценивается в 100 миллионов крон (или 15 миллионов долларов).
Бенгтссон также заметил, что музей допускал вывоз произведений из страны в том случае, если бы они в итоге достались какому-либо общественному учреждению, которое бы допускало к ним широкую публику и ученых. Однако намерение разделить коллекцию и продать ее с аукциона вызвало у организации обеспокоенность.
Практика временного запрета на вывоз из страны предметов, которые считаются культурным наследием, принята также в Англии. Там министр культуры может наложить временное вето на вывоз подобных произведений, если их приобретают иностранные покупатели. Этот период обычно используется для того, чтобы собрать средства и выкупить предмет у нового владельца. Если же сделать это не удается, то произведение все же покидает страну. В сентябре 2013 года британцам удалось сохранить кольцо Джейн Остин, которое ранее купила певица Келли Кларксон. После того как дом-музей Остин уплатил Кларксон 152,45 тысячи фунтов стерлингов, он смог оставить украшение в своей постоянной коллекции.