США, Япония и Южная Корея выразили недовольство тем, что Китай создал зону идентификации ПВО над спорными территориями, при пролете через которую авиакомпаниям придется уведомлять местные власти. Об этом 25 ноября пишет BBC News.
Американский министр обороны Чак Хэйгел заявил, что введение зоны является «дестабилизирующей попыткой изменить статус-кво». По его словам, США не собираются сворачивать военные операции в этом регионе. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ также утверждает, что появление новой зоны ПВО может привести к «непредвиденным последствиям».
В ответ на критику в Китае заявили, что Токио должен уважать суверенитет страны. Замечания же США в Пекине назвали «безответственными».
Несмотря на недовольство созданием зоны ПВО, авиакомпании Японии, Южной Кореи и Тайваня уже подтвердили, что планируют уведомлять власти Китая о полетах через это воздушное пространство. Они не собираются менять в связи с этим маршруты, передает Reuters.
Китай объявил о создании новой зоны противовоздушной обороны в субботу, 23 ноября. Она охватывает большую часть территории Восточно-Китайского моря. В частности, зона покрывает воздушное пространство над спорными островами архипелага Сенкаку (в китайской традиции Дяоюйдао), которые фактически контролируются Японией. Также эта зона частично пересекается с воздушной зоной, находящейся под контролем ПВО Южной Кореи.
При пролете через китайскую зону ПВО самолеты должны сообщать план полета и отвечать на запросы местных властей. Если этого не будет сделано и воздушное судно не удастся идентифицировать, Китай обещает предпринять «чрезвычайные меры оборонного характера».
Права на архипелаг, который в Японии называют Сенкаку, а в Китае — Дяоюйдао, оспаривают Япония, Китай и Тайвань. Острова находятся в Восточно-Китайском море и расположены в 170 км к северо-востоку от Тайваня. Они необитаемы, однако на прилегающем к ним морском дне были обнаружены залежи полезных ископаемых. Споры вокруг островов особенно усилились в 2012 году после того, как Япония выкупила три из пяти островов у частных владельцев. Несмотря на фактический японский контроль, китайские суда и корабли нередко заходят в воды архипелага.
Зоны идентификации ПВО, а также правила поведения в них воздушных судов устанавливаются государствами в одностороннем порядке. Они далеко не всегда совпадают с воздушным пространством страны или ее территорией. Такие зоны есть у США, Великобритании, Норвегии, Японии и Канады.