У отцов нашли генетическую передачу памяти детям

Биологи из США подтвердили, что полученный отцами травматический опыт может быть передан детям и даже внукам. Эксперименты на мышах помогли объяснить, как это происходит. Подробности со ссылкой на статью ученых в журнале Nature Neuroscience приводит Medical Express.

Ученые взяли лабораторных мышей и посадили их в клетку, где пахло ацетофеноном: веществом, которое является основным компонентом запаха черемухи. Потом на решетчатый пол подавался электрический разряд, и пережившие такой опыт мыши в дальнейшем замирали на месте при любом столкновении с аналогичным запахом. У животных, условно названных нулевым поколением, сформировался условный рефлекс на запах и удар током. Мышата, зачатые этими самцами, демонстрировали схожую реакцию, хотя и никогда не сталкивались с ацетофеноном, а также не подвергались ударам тока. Более того, рожденные от сыновей внуки тоже настороженно замирали, почуяв запах черемухи.

Ключевую роль в процессе передачи приобретенного опыта играют эпигенетические изменения, то есть блокирование (или, напротив, усиление активности) ряда генов. В 2004 году генетикам удалось показать, что материнский уход за крысятами влияет на характер метилирования ДНК и это, в свою очередь, меняет их собственное поведение при уходе за своим потомством. Позже аналогичные явления наблюдали у человека, однако речь при этом шла только о передаче эпигенетических маркеров по материнской линии.

В новом исследовании биологи не только подтвердили наследование отцовского опыта, но и выяснили его механизм. Анализ ДНК из спермы самцов нулевого поколения показал недостаток метильных групп на так называемых CpG-островков, фрагментов ДНК с идущими подряд цитозиновыми и гуаниновыми основаниями. Добавление к GpC-островкам метильных радикалов блокирует экспрессию гена, а дефицит, напротив, увеличивает синтез кодируемого геном белка. Ученые выяснили, что формирование условного рефлекса на запах черемухи и удар током приводит к уменьшению метилирования CpG-островков на гене Olfr151, который кодирует белок ответственного за восприятие ацетофенона обонятельного рецептора.

Исследователи также повторили эксперимент с использованием экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства. Эти опыты показали, что наблюдаемый эффект связан действительно с изменением метилирования ДНК, а не с какими-то еще процессами: например, с влиянием на эмбрионы организма матери (которая, впрочем, в любом случае не сталкивалась ни с запахом, ни с полом под напряжением).

Эффект наследственной передачи травматического опыта активно исследуется в контексте психиатрии и психотерапии. Полученные за последние десять лет данные свидетельствуют о том, что ряд факторов, ранее рассматривавшихся как сугубо психологические (например, недостаток родительского внимания), влияет на физиологические процессы, причем это влияние обусловлено именно эпигенетическими механизмами. По словам не участвовавшего в исследовании британского генетика Маркуса Пембри, новая информация может помочь в понимании природы фобий, тревожных расстройств и посттравматического стрессового расстройства.

00:02 8 декабря 2016

«Его вряд ли воспитывала бабка»

Кем на самом деле был основатель Киевской Руси князь Владимир
00:10 15 ноября 2016

Зина без резины

Как геи, солдаты и проститутки разнесли ВИЧ по СССР
Россия для грустных
Тест «Ленты.ру» на экстремизм
Россия. Москва. 13 апреля 2016. Член комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Андрей Свинцов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Диденко (слева направо на втором плане) и член комитета Госдумы по образованию Егор Анисимов (слева на первом плане) на пленарном заседании Государственной думы РФ. Станислав Красильников/ТАССПретерпевшие
На что жалуются депутаты при зарплате в 400 тысяч рублей
Владимир Путин«Волосы дыбом встают»
Чему ужаснулся Путин на Совете по правам человека
Рамзан Кадыров Рамзан сбережет
Почему финансирование Чечни продолжит расти
«Родишь — будешь халат мне от крови отстирывать»
Молодые матери о хамстве и унижениях в родильных домах
«Верните наше будущее!»
О чем мечтают альтернативные правые — друзья Трампа и враги политкорретности
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра