Вокруг Цереры нашли облака водяного пара

Облака на Церере в представлении художника

Астрономы из Испании, Франции, США и Германии обнаружили вокруг карликовой планеты Цереры сгустки водяного пара. По словам ученых, это может говорить о сублимации, подобной той, что происходит на астероидах, либо о наличии «водяных вулканов». Работа ученых опубликована в Nature.

Обнаружить наличие воды удалось методом спектроскопии, проведенной на инфракрасном телескопе Гершель. Согласно этим данным, около шести килограммов воды ежесекундно поднимаются с поверхности карликовой планеты. Это происходит не постоянно, а только на близких к Солнцу участках орбиты Цереры.

Дальнейшие наблюдения показали, что источниками водяного пара являются два пятна на поверхности карликовой планеты, хотя природа этих пятен не совсем ясна. По одной из версий, они могут представлять собой криовулканы, выбрасывающие воду вместо расплавленной магмы.

Ранее ученые уже установили, что внешняя часть Цереры покрыта толстым слоем льда, а ее внутреннее ядро состоит из твердых минералов. Считается, что количество льда на Церере превосходит запасы пресной воды на Земле.

Открытая в 1801 году Церера расположена в астероидном поясе и долгое время рассматривалась как один из астероидов (подробнее о критериях классификации планет и астероидов можно прочитать здесь). Диаметр Цереры составляет около 950 километров. Сейчас к карликовой планете летит американский космический зонд АМС Dawn, в задачу которого входит в том числе проверить данные о воде и водяном паре.