Российские биологи изучили индивидуальную восприимчивость к радиации

Дрозофила

Ученые Московского физико-технического института (МФТИ), Российской академии наук и Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор в США обнаружили повышенную восприимчивость к ионизирующему излучению организмов, в геноме которых содержатся слабые мутации. Свое исследование авторы опубликовали в журнале PLoS One, кратко о нем можно прочитать на сайте МФТИ.

Биологи обратили внимание на работу двух генов дрозофил: мутации в первом их них, CG5017, влияют на память, а изменения во втором, spineless, вызывают нарушения развития конечностей, глаз и дендритных отростков нервных клеток. Ген CG5017 связан с формированием нуклеосом, а ген spineles участвует в синтезе РНК. Ученых интересовало влияние излучения на работу этих генов.

Авторы исследовали две группы дрозофил: одна была со слабыми мутациями в геноме, вторая — без них. Затем биологи облучали насекомых радиацией и анализировали фенотипические изменения у мух. В результате ученые выяснили, что дозы облучения не больше десяти рентген способны вызвать у дрозофил из первой группы серьезные дефекты конечностей, а при наличии у мушек изначально двух мутаций — еще и нарушения памяти. Клетки таких насекомых плохо справлялись с супероксидными радикалами. У изначально здоровых мушек серьезных нарушений не было даже при действии радиации порядка тысячи рентген.

Ученым удалось доказать, что транскрипторный ген spineless связан с образованием долговременной памяти у мухи и противодействием супероксидным радикалам. Влияние ионизирующего излучения на дрозофил, у которых изначально имелись две слабые мутации, не позволило насекомым обеспечить нормальное развитие организма и справиться с интоксикацией.

Исследование авторов позволит лучше понять механизмы индивидуальной непереносимости к внешним раздражающим факторам и прогнозировать последствия такого воздействия.

Кто здесь хозяин