Ученые придумали новый способ борьбы с сомалийскими пиратами

Международное сообщество обеспечивает безопасность судоходства у берегов Сомали за счет мощного (и дорогостоящего) флота патрульных кораблей. Но ученые предложили более дешевый способ борьбы с пиратством: построить несколько дорог и портов. Дело в том, что местные жители и власти поддерживают пиратов только в отсутствие иных источников дохода, сообщается в журнале British Journal of Criminology (резюме статьи представлено на сайте Оксфордского университета).

Раньше борцы с пиратством интересовались исключительно личными мотивами морских разбойников и не думали о том, почему их поддерживают местные элиты, отмечается в статье. Сомалийские кланы получают прибыль, предоставляя торговцам разрешения и взимая поборы на блокпостах и в гаванях. Это дает им постоянный источник дохода от вполне мирной экономической деятельности, однако иногда «защита» пиратов становится более привлекательным делом.

Чтобы понять, почему это происходит, ученые нанесли на карту места стоянки всех судов, захваченных с 2005 по 2012 год (такие данные предоставил Всемирный банк). Оказалось, что большинство пиратских стоянок располагается в районах, удаленных от торговых путей и гаваней (на побережье Пунтленда и Центрального Сомали прежде всего). Крупные порты (Бербера, Могадишо, Кисмайо) не попадали в сводки о похищенных судах.

Далее, в бедных районах интенсивность пиратских рейдов резко возрастала перед местными выборами (или перед вспышками вооруженной борьбы за власть). Ученые считают, что в Сомали сложилась ситуация, хорошо описанная на примере Италии и Тайваня: тамошние политики покрывают действия криминалитета (за определенную мзду), когда им срочно необходимы средства для реализации своих политических амбиций.

Местные кланы считают пиратство очень рискованной формой деятельности (по сравнению с обычной торговлей) и покрывают пиратов лишь по крайней нужде. Никому не хочется, чтобы по улицам их родного городка слонялись банды накачанных наркотиками молодчиков с автоматами, а в небе барражировали патрульные самолеты, разыскивающие угнанные суда, отмечают ученые.

Как только с экономикой становится немного лучше, местные элиты бросают пиратов. Например, в 2005-2008 годах город Босассо (Пунтленд) был одним из центров пиратского промысла. Но после того, как в 2009-м сняли запрет на экспорт продуктов животноводства, таможенные пошлины стали существенной частью местного бюджета и с пиратством быстро покончили: все заложники были освобождены, а пираты попали за решетку.

«Если улучшать состояние инфраструктуры, строить дороги и гавани, дающие удаленным районам доступ к торговым путям, местные элиты добровольно откажутся от поддержки пиратов и даже примут участие в борьбе с ними», — заключают авторы исследования.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:02 19 апреля 2017
Никола Лемери выступает с публичной лекцией по химии

Достали

Зачем простой аптекарь объявил войну могущественным алхимикам
«Самое страшное в их жизни уже случилось»
Психолог МЧС о том, как люди переживают горе и как поддержать их в трудный час
Владимир Путин«Смотреть, чтобы нас никто не съел»
Путин сравнил свою работу с охотой на морских чертей
Экспедиция из Москвы в Москву
Как городские антропологи изучали столицу при разработке программы «Моя улица»
Оставить мир
Как протекает жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники
«В отношениях с Китаем и Россией Трамп готов рискнуть»
Политолог из КНР о ситуации внутри страны и взаимодействии с соседями
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Первый тур отыграли
В финале президентской гонки во Франции — Ле Пен и Макрон
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Китайские машины, которые уже совсем не клоны
Крутые новинки китайских марок, которые вы пропустили
Новые машины для старого «Форсажа»
Современные спорткары в раскраске автомобилей из самого первого «Форсажа»
Квиз: что означают логотипы автомобильных марок
Тест на знание эмблем известных автобрендов
Быстро и просто
Навещаем Михаила Алешина на самой гламурной гонке Indycar
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности