Археологи сделали уникальную находку в подмосковном Новом Иерусалиме — целый комплекс печей для обжига изразцов, множество заготовок для них и ранее неизвестные инструменты этого ремесла, а также фрагмент отливки 500-пудового (восемь тонн) колокола монастыря. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, присланном в редакцию «Ленты.ру».
Экспедиция под руководством Леонида Беляева работает в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре с 2009 года. В этом полевом сезоне ученые нашли большой фрагмент бронзового колокола весом около 22 килограммов с частью рельефной композиции «Сошествие во ад».
«До сих пор ни одного подобного медальона даже в лучших примерах колокольного литья второй половины XVII — первой половины XVIII века известно не было. Эта находка — весомый (и в прямом, и в переносном смысле слова) вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, демонстрирующий безусловно европейскую иконографию», — заявил руководитель раскопок.
«Мы знаем, что в конце 1650-х годов для Ново-Иерусалимского монастыря отливались колокола. Более того, в 2010 году мы нашли рядом с Воскресенским собором уникальный пока в России горн для формовки и отливки крупных колоколов. С учетом этого найденный в 2014 году фрагмент имеет огромный диаметр, можно предположить, что это часть бракованной отливки большого Воскресенского колокола весом около 500 пудов», — рассказал Беляев.
Руководитель раскопок пояснил, что этот колокол был крупнейшим в Ново-Иерусалимском монастыре. Согласно запискам голландского путешественника Никласа Витсена, с одной стороны на нем была представлена сцена Воскресения, а на другой изображены «Царь, его жена, сын и патриарх».
Фото: Институт археологии РАН
При раскопках на склоне монастырского холма археологи обнаружили также систему из трех горнов для обжига изразцов. «Керамические печи мы находили уже неоднократно, но в первый раз мы видим не одну печь, а целый производственный комплекс: два больших горна одного размера, имеющие общую стенку и пристроенный к ним позже еще один, поменьше», — говорит Беляев.
Ученый поясняет, что изразцы на Руси использовали как «местное средство» для выработки собственной версии европейского стиля, так называемого московского барокко — ведь в стране не было залежей цветного камня или мрамора, пригодных для необходимой барочной фасадной и интерьерной архитектурной резьбы. «В Новом Иерусалиме возникло производство, европейское по технологии и стилю, но совершенно русское по размаху — многие тысячи крупных изразцов нужны были для фризов и наличников, порталов и иконостасов. Ими же "набирали" огромные церковно-учительные тексты, которые опоясывали интерьеры основных церквей внутри Воскресенского собора, и многое другое», — подытожил Беляев.
Этот монастырь в подмосковной Истре был создан патриархом Никоном в середине XVII века. Собор монастыря был точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме