Интернет-СМИ стали лидерами в российском сегменте научной журналистики

За период с 1 апреля 2013 года по 30 апреля 2014 года в российских СМИ было опубликовано 459 529 публикаций, посвященных образовательной и научной тематикам. При этом перепечатанных материалов было 44 процента. Наибольшую долю в данном сегменте журналистики занимают интернет-СМИ (63 процента), на втором месте идут информагентства (17 процентов), за ними следуют печатные газеты (15 процентов), журналы (2 процента), телевидение и радио (3 процента). Такие данные были приведены в исследовании «Коммуникации в российской научно-образовательной сфере: лучшие практики, проблемы и перспективы», презентованного компанией SPN Communications в рамках проходящего в Москве междисциплинарного научного форума Moscow Science Week.

Научной тематике из всего научно-образовательного поля было посвящено 40 процентов публикаций, из них 58 процентов пришлось на освещение политически аспектов (деятельность правительства, Государственной думы, Минобрнауки и так далее). При отсечении публикаций, посвященных гуманитарным дисциплинам, в конечном счете, доля публикаций о науке и научных инновациях составила 6 процентов от общего объема научно-образовательной информации в СМИ.

Образ ученого в средствах массовой информации привязан к административно-политической тематике. СМИ рассказывают об администраторах — ректорах вузов, директорах институтов. Самым упоминаемым за год ученым являлся президент РАН Владимир Фортов, за ним шел ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, а третье место занимал нобелиат, вице-президент РАН Жорес Алферов. Наиболее популярными в СМИ научными учреждениями являлись Российская академия наук, Гидрометцентр и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

«Основной процент публикаций научно-образовательных организаций и инфоповодов, генерируемых ими, ориентирован на информирование о деятельности организаций, руководства, происходящих событиях, структурных преобразованиях и прочем. При этом рынок научно-популярных СМИ в России не развит. В итоге складывается ситуация, когда вокруг реальных научных достижений и ученых (российских. — прим. «Ленты.ру») формируется информационный вакуум», — заключают авторы исследования.

Чтобы заполнить этот вакуум, должно значительно вырасти количество СМИ, которые говорят, показывают и пишут о науке. «Большую роль в этом играют не узкопрофильные научные издания, а как раз СМИ широкого профиля, поскольку именно они формируют повестку дня. Мы полагаем, что для налаживания моста между ними и российской наукой необходимо появление нового класса специалистов, который давно существует за рубежом, но только сейчас зарождается в России: научных коммуникаторов, то есть пиарщиков от науки», — говорит Сергей Колесников, координатор академических связей ОАО «РВК».

В рамках исследования авторы попробовали оценить количество таких специалистов. Выяснилось, что в России оно не превышает 400 человек, а по пессимистичным оценкам — менее 100 человек. Пресс-службы есть примерно у 22% научных учреждений, и на тысячу ученых сегодня приходится от 0,4 до 2 научных пресс-секретарей, которые транслируют содержание деятельности ученых широкой общественности.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:01 Сегодня
A cold water immersion experiment at Dachau concentration camp presided over by Professor Ernst Holzlöhner (left) and Dr. Sigmund Rascher (right). The subject is wearing an experimental Luftwaffe garment

Птичку жалко

Почему нацисты защищали права животных и уничтожали людей
Каждое третье убийство
Центральную и Южную Америку захлестнула волна насильственных преступлений
Неудачное начало
Чем запомнятся первые 100 дней правления Дональда Трампа
Владимир Путин и Синдзо Абэ«Мы с Владимиром хотим идти рука об руку»
Из десятков намеченных планов Абэ и Путин пока готовы реализовать только один
Как живется Микки-Маусу в КНДР
Что представляет собой поп-культура Северной Кореи
Приоткрытый авангард
Почему выдающееся искусство XX века нужно искать в провинции
Талантливый мистер Демме
Фильмы, которыми запомнится режиссер Джонатан Демме
Искатели растерянных женщин
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Затерянного города Z» до «Идеаля»
Придумали тоже
Gorillaz и другие группы, которых не было
«Скотина тупая! Я тебя больше не знаю»
Как на радио швыряются стаканами и обмениваются оскорблениями
Не брат ты мне...
Как популярные интернет-сервисы унижают чернокожих и азиатов
Пацан к успеху шел
Обиженный на весь мир школьник изобрел идеальное оружие против Sony и Microsoft
Три алмаза за клубничку
Азиаты тратят последние деньги на трансляции с обнаженными дамами
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
Мама — марихуана
Зачем американки совмещают употребление наркотиков с воспитанием детей
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности