Горячий юпитер вызвал приливы у желто-белого субгиганта

Новое исследование астрофизиков показывает, каким образом горячий юпитер WASP-18b затормозил развитие жёлто-белого субгиганта WASP-18. Как считают специалисты, это произошло вследствие приливов, вызванных планетой у звезды. Информация об исследовании ученых доступна на сайте НАСА.

WASP-18b относится к типу горячих юпитеров. Она находится очень близко к своей звезде — на расстоянии примерно трех миллионов километров от WASP-18. Период ее вращения вокруг звезды равен 23 земным суткам. WASP-18 находится в созвездии Феникс на расстоянии 330 световых лет от Солнца.

Масса WASP-18b примерно в десять раз больше Юпитера. Масса и радиус WASP-18 сравнимы с таковыми для Солнца. Новые данные зонда Chandra («Чандра») говорят о том, что влияние огромной планеты на свою звезду настолько велико, что горячий юпитер может быть причиной гашения магнитного поля WASP-18.

Возраст звезды оценивается в полтора-два миллиарда лет. Поскольку обнаруженная астрономами WASP-18 молода, ее невысокую магнитную и рентгеновскую активность специалисты связали с влиянием ее планеты-спутника.

Активность WASP-18 примерно в сто раз меньше предсказываемой для аналогичных звезд. Это связано с тем, что что гравитация планеты и вызываемые ею приливы тормозят конвективные процессы в звезде. От такого перемещения слоев плазмы внутри объекта зависит проявление его магнитного поля.

Также специалисты обнаружили в спектре от WASP-18 следы большого количества лития в звезде. Обычно с течением времени интенсивные конвекционные процессы уносят литий глубоко внутрь звезды. По всей видимости, этому также помешали приливы, вызываемые WASP-18b.

Oleg Tinkov, Chairman of Tinkoff Credit Systems, reacts during an interview with Reuters' journalists in Moscow September 25, 2012. REUTERS/William Webster (RUSSIA - Tags: BUSINESS PROFILE)«Блогеры за бабки мать родную продадут»