Минпромторг может ввести дополнительные согласования для выделения девелоперам и ретейлерам участков под строительство гипермаркетов и торговых центров. Об этом сообщает «Коммерсантъ». В ведомстве считают, что консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем предпринимательстве, поскольку из-за «перетока» покупателей менее крупные торговые объекты вынуждены закрываться.
В четверг, 2 октября, Минпромторг РФ направит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года. Один из его пунктов предлагает на федеральном и региональном уровнях определить «критерии размещения крупных торговых объектов», в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Таким образом, отмечает издание, критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах, следует из проекта.
По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, пока торговля в России «не очень развита», подобные меры вводить рано, достаточно и действующих антимонопольных ограничений. По ним при открытии любых новых магазинов ретейлер не должен превышать порог в 25 процентов от оборота розницы муниципального образования или города федерального значения, где работает.
Уже сейчас для организации магазина требуется много согласований, считает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. «Выделение участка, согласование с архитекторами, энергетиками, водоканалом, с администрацией города, района или области, МЧС, ГИБДД», — сообщил он изданию.
В проекте Минпромторга нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии, но есть отсылки к опыту других стран.
Например, в Великобритании крупными признаются магазины площадью более 2,5 тысячи квадратных метров, в Италии — 1,5 тысячи, во Франции — 3 тысячи. Аналогичное регулирование действует и у партнеров России по Таможенному союзу: в Казахстане для торговых объектов более 2 тысяч квадратных метров, в Белоруссии — более 3 тысяч квадратных метров.
В России по ГОСТу «Розничная торговля» гипермаркетом признается торговый объект площадью более 5 тысяч квадратных метров, а универмагом — более 3,5 тысячи квадратных метров. Только на гипермаркеты в России приходится 11 процентов оборота продовольственной розницы или 1,23 триллиона рублей в год.