Биологи раскрыли тайну пищеварения падальщиков

Датские и американские биологи выяснили, как грифам удается поедать гниющие трупы животных, изобилующие смертельными токсинами. Для этого ученые исследовали кишечную микрофлору двух видов американских грифов и обнаружили там клостридии и фузобактерии — микробы, опасные для здоровья большинства позвоночных. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.

Разложением трупов позвоночных управляют особые микроорганизмы, начинающие свою работу через некоторое время после смерти. Разлагая ткани, эти бактерии выделяют токсины, из-за которых поедание трупов становится опасным для большинства животных. Однако грифам эти микроорганизмы помогают. Они размягчают ткани, благодаря чему птицам удается с легкостью прогрызть плотную шкуру и добраться до внутренностей. Грифы также получают доступ к брюшной полости мертвых животных, просовывая голову в их анальное отверстие.

Устойчивость грифов к токсичным веществам связана с функционированием их пищеварительной системы, предполагают ученые. Авторы исследования изучили микрофлору кишечника двух видов птиц — черного грифа (Coragyps atratus) и грифа-индейки (Cathartes aura). Выяснилось, что ДНК мертвых животных в кишечниках трупоедов полностью расщепляется. Этот факт указывает на экстремальные химические условия в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ) грифов.

С одной стороны, кислотность ЖКТ является мощным фильтром для бактерий, попадающих в организм птиц — кислоты уничтожают большинство опасных микробов. С другой стороны, в микрофлоре кишечника господствующее положение занимают опасные клостридии и фузобактерии. Вероятно, эти организмы вступили в симбиотические отношения с птицами, расщепляя ткани трупов и тем самым помогая грифам переваривать токсичную пищу.

«Микрофлора птиц остается terra incognita. Можно только предположить, что выстраивание отношений между пернатыми и микробами внутри них сыграло в эволюции птиц такую же важную роль, как пение и активный полет», — отметил один из авторов статьи Гари Грэйвз (Gary Graves).

A Coptic Orthodox priest uses his iPhone before conducting a prayer for the relatives of the victims who died after Saturday's bomb attack, in a house in Alexandria January 3, 2011. The bomb killed 21 people outside a Coptic Orthodox Christian church early on New Year's Day and a security source said seven people have been held for questioning. REUTERS/Asmaa Waguih (EGYPT - Tags: RELIGION CIVIL UNREST IMAGES OF THE DAYТелефон Иисуса
Какими правдами и неправдами Apple заставила людей покупать iPhone
Лунный корабль Л3 (в головной части) на пути к спутнику Земли (в представлении художника)Дорого и сердито
Украина распродает Китаю советские лунные технологии
На поверхности Венеры (в представлении художника)Русская планета
Объяснены аномальные результаты советской миссии к Венере
Рыбку жалко
Раскрыта причина вымирания гигантских морских чудовищ
«Украина — священная земля»
Певица Луна о музыкальной революции в Киеве и нежелании жить как Эми Уайнхаус
Труба и архангелы
Ради чего стоит поехать на фестиваль «Усадьба Jazz»
Вим Вендерс«Я по нотам не читаю»
Вим Вендерс о том, зачем в 71 год поставил свою первую оперу
Одинокая ведьма желает познакомиться
ММКФ-2017: женские чары и мужские неврозы в американском независимом кино
Летнего позитива пост
Самые популярные снимки Instagram за июнь
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
Девушка с веслом