Головной ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» для ВМФ России заложен на санкт-петербургских «Адмиралтейских верфях», руководство флота объявило это событие прорывом в военном кораблестроении, сообщает ТАСС.
«Строительство ледокола для ВМФ впервые за 45 лет является своего рода прорывом в сфере военного кораблестроения. Его отличает маневренность, многофункциональность и совершенно новый принцип электродвижения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения — многофункциональность. Все суда обеспечения, которые будут строиться в ближайшей перспективе для ВМФ России, будут судами нового типа», — заявил главком ВМФ Виктор Чирков.
Ледокол строится для нужд Северного флота и предназначен для проводки сквозь льды транспортных судов и снабжения береговых и островных баз в арктической зоне. «Это современный многофункциональный корабль, который будет решать много задач, обеспечивать наши группировки на Северном флоте», — сказал на церемонии закладки генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков.
Согласно техническому заданию, ледокол должен уметь преодолевать ледовое поле толщиной до 80 сантиметров. Первые суда этого проекта будут эксплуатироваться в Арктике и на Дальнем Востоке и задействованы в операциях по развертыванию сил флота в ледовых условиях, а также для буксировки кораблей. Предполагается, что автономность плавания ледокола составит до 60 суток, дальность хода до 12 тысяч миль, водоизмещение 6 тысяч тонн. Экипаж будет состоять из 32 человек.
«Илья Муромец» — первый ледокол в России, на котором две винторулевые колонки (азиподы) с электродвигателями в них закреплены вне корпуса с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Это позволяет кораблю одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом вперед.
Сдача головного ледокола намечена на 2017 год. В перспективе планируется строительство серии из четырех подобных судов.