Научная статья с 5154 авторами побила мировой рекорд

Статья по физике побила мировой рекорд по количеству авторов — их насчитывается всего 5154 человека. Лишь первые девять страниц 33-страничной работы, опубликованной 14 мая на страницах журнала Physical Review Letters, занимает само исследование (в том числе ссылки и примечания). 24 страницы занял список авторов и научных учреждений, где они работают. Предыдущим рекордсменом считался материал 2008 года (около трех тысяч имен). Об этом сообщает издание Nature News & Comment.

Статья представляет собой первый пример коллективного творчества двух коллабораций, работающих на ATLAS и CMS, — двух детекторов Большого адронного коллайдера. В каждой группе участвуют исследователи из десятков стран и институтов. Объединив свои данные, ученые смогли получить наиболее точное на сегодняшний день измерение массы бозона Хиггса.

«Сложнее всего было объединить в один список авторов из двух коллабораций, организованных по-разному», — отметил редактор Physical Review Letters Роберт Гаристо (Robert Garisto). В итоге в печатной версии журнала будут представлены все имена.

В физике такого рода «гиперавторство» (термин исследователя в области информатики Блеза Кронина из Университета штата Индианы в Блумингтоне) уже стало привычным делом. Например, статья 2012 года о бозоне Хиггса была подписана 2932 именами (21 автор к тому времени умер), а отчет об эксперименте на CMS 2008 года — тремя тысячами имен.

Однако в других науках гиперавторство вызывает бурные споры. Многие биологи раскритиковали статью о геноме мух-дрозофил, вышедшую 13 мая в журнале G3. В числе 1014 ее авторов — более 900 студентов, помогавших вручную исправлять ошибки в геномных последовательностях. Критики отметили, что такие списки обессмысливают саму идею авторства, подразумевающую независимый творческий вклад в научный труд.

Молчание ягнят