Специалисты в США подтвердили связь между фрекингом и землетрясениями

Геологическая служба США и Колорадский университет в Боулдере провели первое масштабное национальное исследование, демонстрирующее уверенную взаимосвязь между фрекингом (гидроразрывом пласта, применяющимся при добыче углеводородов), и землетрясениями. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Science, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте университета.

Работа ученых позволяет установить корреляцию между увеличением числа и ростом интенсивности землетрясений и фрекингом, при помощи которого добывается сланцевый газ в центральной и восточной частях США. Всего в ходе исследования ученые проанализировали данные о более чем 650 землетрясениях, произошедших в период с 1970-х до 2014 года, и установили увеличение их числа к концу этого промежутка времени.

Согласно исследованию, время возникновения землетрясений на территориях, близких к районам добычи нефти и газа, часто совпадало с периодом начала использования интенсивного фрекинга. Изученные геологами районы включают территории, где произошли события 2011 и 2012 года, когда в штатах Оклахома, Колорадо, Техас и Арканзас случились толчки магнитудой от 4,7 до 5,6.

Всего команда ученых проанализировала данные по примерно 180 тысячам нагнетательных скважин. Из них примерно десять процентов находились в Оклахоме и Техасе, где случились наблюдаемые землетрясения. Исследователи отметили, что современные технологии интенсивного фрекинга приводят именно к крупным землетрясениям, а не слабым толчкам.

Фрекинг, или гидравлический разрыв пласта, представляет собой способ извлечения нефти или газа из сланцевых пород путем введения в подземные скважины смеси под высоким давлением, что облегчает добычу газа или нефти.

Вводимая жидкость обычно состоит из воды и химикатов, влияющих на физику и химию процесса извлечения из недр углеводородов, что является предметом дискуссий между экологами и нефтедобывающими компаниями из-за частого сокрытия последними химического состава используемых веществ.

Современная технология фрекинга, предполагающая закачку в нагнетательные скважины специальных жидкостей на высоких скоростях и при большом давлении, привела в США к так называемой сланцевой революции, позволившей стране стать одним из мировых лидеров по добыче углеводородов.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте